• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2016 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг Россииво втором квартале 2016 года.

Результаты обследования позволяют говорить о замедлении отрицательной тенденции развития российского рынка услуг во II квартале 2016 года. Несмотря на то, что предприниматели по-прежнему преимущественно негативно оценивали сложившуюся ситуацию, распределение мнений респондентов в определенной степени улучшилось. В результате балансы оценок изменения основных показателей деятельности организаций продемонстрировали положительную коррекцию.

Результирующий композитный индикатор, характеризующий состояние делового климата в сфере услуг, сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), после пребывания в течение двух предыдущих кварталов на рекордно низкой отметке (-9%) прибавил 3 п. п. и достиг во II квартале 2016 г. значения (-6%). Такое событие, конечно, дает надежду на дальнейшее повышение деловой активности в отрасли, однако пока приходится констатировать, что неблагоприятная конъюнктура сохраняется уже на протяжении двух лет. Затяжная рецессия в этом секторе экономики обусловлена продолжающимся сокращением платежеспособного спроса со стороны населения и бизнеса.

Относительный рост ИПУ был обусловлен равномерным улучшением всех трех его компонентов.  Балансы оценок фактического изменения спроса на услуги и экономического положения организаций, а также ожидаемого изменения спроса выросли на 3 п. п. каждый. Это говорит о некотором улучшении деловых настроений предпринимателей относительно как текущей, так и ожидаемой ситуации в ближайшие три месяца.

Отрицательные значения ИПУ во II квартале 2016 г. сложились в 12 из 14 наблюдаемых видах услуг. В группе «уверенных» остались только руководители страховых компаний и санаторно-курортных организаций. В остальных видах деятельности ИПУ остался в зоне отрицательных значений и, соответственно, неблагоприятного делового климата. Однако в пределах этой зоны индикатор, как правило, рос с различной интенсивностью.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Прогнозы предпринимателей на III квартал 2016 г. можно назвать умеренно позитивными: оценки ожидаемого изменения основных показателей обследования были выше, чем кварталом ранее. Такие прогнозы, с учетом традиционно завышенного оптимизма респондентов, предполагают лишь дальнейшее замедление снижения деловой активности в сфере услуг в III квартале текущего года. Кардинального перелома негативной тенденции в условиях продолжающегося снижения реальных доходов населения и потребительского спроса в ближайшей перспективе не просматривается. 

Инфляционные ожидания предпринимателей остаются достаточно спокойными: баланс оценок предполагаемого изменения цен в III квартале текущего года остановился на невысокой отметке +4%. Очевидно, что в условиях жесткого дефицита спроса и достаточно высокой ценовой конкуренции на рынке предприниматели не могут рассчитывать на повышение тарифов на услуги.

Рейтинг факторов, ограничивающих развитие сферы услуг, шестой квартал подряд возглавляет дефицит спроса на услуги, который вновь отметили более половины респондентов (в годовом интервале распространенность данного фактора выросла на 4 п. п.).

Скачать бюллетень «Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2016 года» (PDF, 920 Кб)

Предыдущий выпуск бюллетеня