• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как компании учат сотрудников

В 2015 году 63% российских фирм тратили средства на учебу своих сотрудников: профподготовку, повышение квалификации, стажировки. В 2013 году таких предприятий было на 9% больше. В целом две трети работодателей занимаются обучением персонала. Но лишь в каждой пятой компании специалистов, повысивших свою квалификацию, продвигают по карьерной лестнице. Такие выводы представлены в информационном бюллетене с результатами Мониторинга экономики образования.

Как компании учат сотрудников

Автор исследования «Масштабы и механизмы обучения работников компаниями»: завотделом мониторинга экономики образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Бондаренко.

Повышение квалификации — еще не гарантия роста зарплаты и продвижения по карьерной лестнице. Несмотря на то, что две трети компаний после обучения проводили аттестацию персонала и выдавали диплом, лишь треть фирм увеличила зарплату этим работникам. И только каждая пятая организация решила предложить им более высокие должности. Аналогичная ситуация наблюдается и в Великобритании.

Рисунок 1. Возможности повышения зарплаты и продвижения по службе после прохождения итоговой аттестации и получения документов о повышении квалификации, (% от числа опрошенных компаний)

Источники: Россия – опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания – опрос Employer Eerspective Survey 2014 [UKCES, 2015].

Кто готов обучать персонал

Шансы на обучение оказались выше у работников промышленных предприятий (74%), транспортных и коммуникационных компаний (65%), строительных фирм (64%). Наименее охотно занимались повышением квалификации персонала торговые организации (49%).

Для сравнения: в Великобритании торговые компании обучают людей почти в полтора раза чаще, чем в РФ. Да и в целом британские фирмы чаще тратят средства на учебу сотрудников (81% против 63% в России).

Таблица 1. Распространенность обучения персонала (доля компаний, в которых ответили утвердительно на вопрос «Организовывало ли предприятие в каких-либо формах обучение своих работников в прошлом году?», % от общего числа опрошенных компаний)

Источники: Россия — опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос UK Commission for Employment and Skills Employer Perspectives Survey, 2014.

Кому доверяют учебу работников

Треть компаний учат сотрудников собственными силами. У некоторых для этого есть своя инфраструктура (учебные центры, курсы).

Значительная часть (40%) предприятий обращаются к внешним организациям — как к образовательным, так и необразовательным (компании-партнеры, кадровые агентства, консалтинговые, тренинговые компании). Это гораздо меньше, чем в Великобритании, где внешними услугами пользуются 70% фирм.

Рисунок 2. Распространенность внешнего обучения сотрудников по размеру организаций (% от числа всех опрошенных компаний)

Источники: Россия – опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания – опрос Employer Skills Survey 2015 [UKCES, 2015].

Критерии отбора внешних партнеров в России и Великобритании примерно одинаковы. В отечественных компаниях главными назвали такие критерии:

  • баланс цены, содержания и условий обучения — 45% опрошенных;
  • репутация и опыт работы организации — 40%;
  • максимальное соответствие запросам компании (обучение по необходимым услугам и оборудованию, возможность получить обучение «под ключ») — 40%.

Сколько стоит подготовленный сотрудник

Большую часть средств фирм, потрачнных на обучение персонала, получают необразовательные организации. Их услуги обходятся предприятиям почти в 30% всего бюджета на обучение.

На курсы повышения квалификации внутри фирмы работодатели тратят 17% бюджета на обучение. Учеба по программам высшего образования в образовательных организациях забирает 11%. Меньше всего (8%) предприятия расходуют на программы среднего профобразования.

Рисунок 3. Структура расходов на обучение (% от общего объема финансирования)

Источник: опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Варятся в своем котле

В отличие от Великобритании, работодатели в России слабо контактируют друг с другом по вопросам образования сотрудников. Совместное обучение организуют только 14% (в Великобритании — 21%).

Независимых партнеров российские компании выбирают редко. Основаниями для взаимодействия участники опроса назвали:

  • общую отраслевую принадлежность (39%);
  • объединение в одной цепочке поставок–сбыта (24%);
  • наличие общих целей развития (23%);
  • принадлежность к одной и той же головной компании (21%).

 

Рисунок 4. Основные критерии при принятии решения о сотрудничестве с другими работодателями (% от числа опрошенных компаний, которые сотрудничали с другими работодателями)

Источники: Россия – опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания – опрос Employer Perspective Survey 2014 [UKCES, 2015].

В ходе исследования Наталья Бондаренко проанализировала результаты опроса 1019 руководителей российских компаний из шести отраслей — промышленности, связи, строительства, транспорта, торговли и сферы деловых услуг. предприятий. Опрос был проведен в 2015 году совместно с Аналитическим Центром Юрия Левады. В ходе опроса изучалась информация об обучении работников, организованном в 2014 году. Для сравнения ситуации в РФ и за рубежом дополнительно были изучены данные по Великобритании, основанные на результатах опросов UKCES Employer Skills Survey 2013 и Employer Skills Survey 2015. Выборка — более 70 тысяч учреждений из четырнадцати секторов экономики.

Светлана Салтанова для IQ.hse.ru