Эксперты ВШЭ изучили уровень доверия россиян к сфере науки и технологий
Результаты научно-технологического развития играют важную роль в жизни людей. Статистические измерения чаще сфокусированы на экономической отдаче от вложений в исследования и разработки, однако не менее значимы оценки социальных эффектов развития науки и технологий и восприятия их роли населением. Подобные исследования проводят многие страны, в том числе Россия. Данные Мониторинга инновационного поведения населения, который проводится ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с 2009 года, позволяют оценить в динамике обобщенный уровень доверия россиян к науке.
Печатная версия бюллетеня «Общественное мнение о развитии науки и технологий» (из серии «Наука, технологии, инновации»), который подготовили Алена Нефедова и Константин Фурсов
Источники исследования: данные Мониторинга инновационного поведения населения (2003–2015); OECD Science, Technology and Industry Scoreboard (2015)
За более чем 10-летний период исследований наблюдается довольно заметная и устойчивая доля россиян (от 59 до 68% опрошенных), которые отмечают пользу от научно-технических достижений (рис. 1). Примечательно, что проведённая в 2015 г. корректировка методологии обследования — исключение нейтральной альтернативы в вопросе — привела к значительному увеличению доли скорее негативных ответов. За год до этого, в 2014 г., был зафиксирован наиболее высокий процент именно нейтральных оценок, что говорит о неоднозначном восприятии обществом современной науки.
Рис. 1. Мнение российского населения о пользе научно-технических достижений (% к числу опрошенных)
Вопрос: «Как вы считаете, от науки и техники в целом больше пользы или вреда?»
*В 2015 г. вариант «Примерно одинаково и пользы, и вреда» был исключен из списка альтернатив.
Следует отметить, что пользу от науки и техники чаще остальных ощущают молодежь в возрасте до 34 лет (73% против 67% в среднем по выборке), а также лица с высшим образованием (71% против 67% в среднем по выборке), которые активнее следят за новостями в сфере науки и технологий и более осведомлены о последних их достижениях.
Международные исследования также показывают, что в целом население склонно положительно оценивать вклад науки в развитие общества (рис. 2). Тем не менее, они обнаруживают значительную долю скептически или даже негативно настроенных граждан.
Рис. 2. Относительный баланс позитивных и негативных оценок роли науки и техники в обществе по странам: 2015*(%)
Вопрос: «Как вы считаете, от науки и техники в целом больше пользы или вреда?»**
* Данные по России за 2015 г., по другим странам за ближайшие годы, по которым имеются данные.
** Разница между числом позитивных и негативных ответов в процентах к общему числу ответивших на вопрос респондентов (за исключением выбравших альтернативу «одинаково и пользы, и вреда» и «затрудняюсь ответить»).
По доле населения, одобряющего научно-технический прогресс, Россия находится на предпоследнем месте среди стран, по которым имеются сопоставимые данные. Если принять во внимание, что население является не только потребителем результатов, но и активным проводником научно-технического развития за счет формирования общественного запроса на новые знания и решения, то уменьшение числа сторонников науки и техники в перспективе может стать тревожным сигналом.
Комментирует Константин Фурсов, заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Наука — сложное и многогранное явление, и любые оценки ее экономических и социальных эффектов требуют серьезных и зачастую многолетних исследований. Представленный в нашем исследовании вопрос («Как вы считаете, от науки и техники в целом больше пользы или вреда?») является наиболее абстрактным. Он не позволяет понять, какой именно запрос общество адресует ученым и инженерам, но дает очень важную обобщенную характеристику отношения широких слоев населения к науке и технологиям. Именно поэтому данный показатель вот уже не один десяток лет используется в ряде зарубежных исследований.
Важно отметить, что при расчете индикатора для международных сопоставлений, согласно методологии, принятой ОЭСР, нейтральные ответы респондентов исключаются, что позволяет соотнести позитивные и негативные реакции, получив своего рода индекс позитивного восприятия науки.
За более чем 15 лет наблюдений мы видим заметное сокращение доли населения, воспринимающей науку однозначно положительно, особенно в последние два года (в 2011 году — 32%, в 2015-м — 18%). Это связано с целым рядом факторов, среди которых наряду с уровнем научной грамотности населения и качеством научной коммуникации, которые в России остаются на довольно низком уровне, я бы отметил нарастающую противоречивость самого научно-технологического прогресса. Вместе с новыми решениями и ответами на социетальные вызовы наука и новые технологии зачастую приносят в мир и новые противоречия. И общество на них реагирует, что мы имеем возможность наблюдать благодаря регулярным измерениям.