Ученые ИСИЭЗ НИУ ВШЭ опубликовали монографию по форсайту науки, технологий и инноваций
В ходе таких исследований обычно рассматривается отдаленное будущее; анализируемые вопросы выходят за рамки чисто технических аспектов; участвующие в исследовании заинтересованные стороны представляют широкий спектр опыта и знаний, связанных со сферой науки и технологий и областями их возможного применения; в процесс также вовлекаются стейкхолдеры — «игроки», без которых осуществить необходимые перемены может оказаться невозможно. (Чтобы обеспечить эффективность мероприятий, ключевые игроки должны иметь полную информацию о причинах, по которым эти мероприятия реализуются, и об их возможных последствиях).
Идея форсайта весьма близка работам представителей французской школы «перспективного прогнозирования» (prospectives), хотя в первом случае больше внимания уделяется вовлечению широкого круга заинтересованных сторон и анализу аспектов, связанных с НТИ. Это отражает подход, использованный в ряде успешных программ технологического форсайта, реализованных на протяжении нескольких последних десятилетий. Вероятнее всего, именно успех таких программ обеспечил популярность термина «форсайт», используемого сегодня для обозначения видов деятельности, которые ранее назвали бы «исследования будущего», «прогнозирование» или даже «футурология». Ключевыми авторами, чьи работы привлекли внимание к данному термину, являются Мартин и Ирвин (Irvine and Martin, 1984; Martin and Irvine, 1989); указанные работы (обзоры подходов к перспективному анализу для разработки научно-технологической и инновационной политики) оказали значительное влияние на развитие форсайт-исследований. Форсайт-проекты, в ходе которых были использованы выводы Мартина и Ирвина, были нацелены не только на разработку конкретных политических инициатив, но и на развитие инновационных систем соответствующих стран или регионов. К области Форсайта зачастую относят и многие другие, менее масштабные исследования (краткосрочные, без особой партисипативности, слабо связанные с принятием конкретных решений), однако они не являются предметом представленной работы.
Форсайт-исследования вышли на первый план, когда общество в разных странах столкнулось с вызовами, порожденными волнами новых революционных технологий; оказалось, что инновационные системы многих стран просто не готовы к появлению новой информации и технологий — например, биотехнологий. По мере умножения сфер применения таких технологий, а также бурного развития нанотехнологий, нейробиологии и других областей, открылись новые возможности — и во весь рост встали новые вызовы — в том числе в области экономики, занятости и этики. Это происходит как в глобальном, так и в более локальном контексте; речь идет о «глобальных вызовах», связанных с изменением климата и ухудшением окружающей среды; изменением демографии (старение, миграция, и т.п.); энергетической, продовольственной и водной безопасностью; и многим другим. Большинство этих «глобальных вызовов» (если не все они) имеют очевидные научно-технологические измерения. Кроме того, растет обеспокоенность общества последствиями практического использования научных результатов — которые обусловливают все усиливающееся давление на политиков, вынуждающее их разрабатывать и использовать более эффективные методы оценки будущих возможностей и перспектив.
Форсайт-исследования включают ряд конкретных мероприятий, реализуемых на протяжении нескольких месяцев или (нередко) лет. На рисунке ниже схематично показаны соответствующие этапы таких исследований, но Майлз, Саритас и Соколов подчеркивают, что это не жесткая схема, поскольку некоторые этапы могут повторяться. Зачастую даже планирование исследования требует значительной гибкости, т.к. потребность в информации сохраняется на протяжении всего процесса (в том смысле, что может возникнуть необходимость учитывать новые явления), а на начальных стадиях исследования часто возникает потребность в привлечении консультантов. Основные этапы форсайт-исследования таковы:
- Инициирование: формулировка цели исследования, сферы охвата, применения и пользователей, уточнение имеющихся ресурсов. Что является «предметом» исследования, и как он будет изучаться в ходе последующих этапов?
- Информация: сканирование предмета исследования и соответствующего контекста; формирование базовых знаний о тенденциях, о результатах других исследований, о позициях основных заинтересованных сторон и т.п. (как уже отмечалось, некоторые мероприятия такого рода придется выполнять на протяжении всего исследования);
- Интуиция: попытка с помощью воображения понять суть, природу и механизмы функционирования предмета исследования, картировать и моделировать его;
- Интеграция: формирование представлений о вариантах будущего, которые могут возникнуть в результате выявленной динамики;
- Интерпретация: осмысление результатов анализа, предложение стратегий и расстановка приоритетов для выполнения основных задач спонсора исследования и других заинтересованных сторон;
- Интервенция: доведение результатов интерпретации и предлагаемых шагов до ключевых «игроков»;
- Измерение: оценка того, насколько удалось выполнить цели и задачи исследования; насколько оно было полезно; какие дальнейшие шаги следует предпринять; и есть ли у данной организации возможности (и необходимость) выполнять такие исследования на регулярной основе.
Последовательность этих стадий не является жесткой. На практике может понадобиться вернуться к «более раннему» этапу или перейти к более позднему. Некоторые мероприятия — например, моделирование или разработка сценариев — сами могут включать несколько стадий или этапов.
Кроме того, форсайт-исследования включают:
- Взаимодействие: на ранних этапах речь идет прежде всего о привлечении к исследованию соответствующих заинтересованных сторон, а в дальнейшем — об обеспечении их участия в соответствующих мероприятиях исследования;
- Управление: это еще одна форма взаимодействия, которая включает административные аспекты, логистику и текущий мониторинг хода выполнения исследования.
FORSTAR — Фазы и методы форсайт-исследования
Источник: HSE.portal