Кооперационные стратегии в инновационной деятельности предприятий
Новый выпуск информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации» представляет данные об участии российских инновационно-активных предприятий обрабатывающей промышленности в сотрудничестве с внешними организациями в процессе создания, коммерциализации и использования инноваций.
При подготовке бюллетеня использовались данные мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса, реализуемого в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2014-2015 гг.
Версия для печати: «Кооперационные стратегии в инновационной деятельности предприятий» (.pdf)
В современной экономике одним из действенных инструментов получения доступа к новым знаниям на уровне предприятий и организаций является формирование и реализация кооперационных стратегий. В процессе создания инноваций компании уделяют внимание не только поддержке собственных (внутрикорпоративных) исследований и разработок, но и привлечению новых идей, интеллектуальных результатов и компетенций извне.
Абсолютное большинство (98,5%) российских инновационно-активных предприятий обрабатывающей промышленности, как и в других странах, сотрудничают с внешними организациями в процессе создания, коммерциализации и использования инноваций. Однако зачастую эти взаимодействия носят нерегулярный характер. Система взаимоотношений компаний с партнерами в инновационной сфере опирается на разнообразные типы и формы кооперационных
связей (рис. 1).
Наиболее распространенной формой кооперации является сотрудничество внутри цепочки поставок, прежде всего, с непосредственными потребителями продукции (78%) и поставщиками сырья, материалов и комплектующих (74,3%). Относительно высокая доля предприятий-участников жесткой вертикальной кооперации свидетельствует о нежелании бизнеса включать в процесс производства сторонние организации.
Интенсивность взаимодействия с сектором производства знаний — с научными организациями и университетами — существенно ниже (менее 30% по каждой группе). Между тем, сектор исследований и разработок может стать важным стратегическим партнером, контакты с которым позволяют обеспечить более высокий уровень новизны инновационной продукции и технологий, конкурентоспособности производимой продукции.
Органы государственной власти — стратегически важные партеры по кооперации, так как они одновременно создают правовую, а зачастую, и финансовую основу для сотрудничества, реализуют важные инициативы в инновационной сфере. Тем не менее только порядка 23% инновационно-активных промышленных предприятий хоть раз вступали в сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления по релевантным вопросам.
Анализ кооперационных связей показал, что в российской обрабатывающей промышленности можно выделить несколько типичных моделей инновационного сотрудничества (табл. 1), характеризующихся фокусом на вертикальной кооперации — взаимодействии только внутри цепи поставок; горизонтальной кооперации — сотрудничестве с различными участниками рынка; институциональной кооперации – активном взаимодействии с сектором исследований и разработок; сетевых контактах — комбинации различных кооперационных стратегий при разработке
инноваций.
Таблица 1. Модели инновационной кооперации в российской обрабатывающей промышленности
Модель кооперации |
Особенности стратегии компании | |
Не кооперирующие |
Не сотрудничает с внешними организациями при разработке и внедрении инноваций | |
Простая вертикальная кооперация |
|
Взаимодействует только с потребителями, поставщиками сырья и материалов, услуг |
Горизонтальная |
Сотрудничает с предприятиями-смежниками и конкурентами, не сотрудничает с | |
Институциональная |
Сотрудничает с научными организациями, вузами/ университетами, не сотрудничает с участниками рынка | |
Сетевая |
Одновременно сотрудничает с участниками рынка (предприятиями-смежниками и/или конкурентами) и сектором производства знаний (научными организациями и/или |
Инновационно-активных предприятий, не имеющих кооперационных связей, в российской обрабатывающей промышленности практически нет; одновременно не так много и продвинутых предприятий, которые имеют разветвленную партнерскую сеть, взаимодействуют с контрагентами из разных секторов экономики в рамках конкретного инновационного проекта или направления деятельности (рис. 2).
Размер предприятия и вид экономической деятельности часто обуславливают выбор модели кооперации. Так, самая простая, вертикальная модель межфирменной кооперации, характерна для большинства респондентов, относящихся к сегменту малых низкотехнологичных предприятий (более 50%). Крупный инновационный бизнес, ориентированный на производство высокотехнологичной продукции, что обычно связано с высокими затратами и риском, как правило, является основным участником сетевых взаимодействий.
С ростом численности персонала и технологической сложности промышленной деятельности доля инновационно-активных предприятий, которые помимо участников цепочки поставок сотрудничают с сектором производства знаний, увеличивается, однако все равно остается недостаточно высокой (менее 25%).
Промышленные компании в целях закрепления своих конкурентных позиций на местных и региональных рынках взаимодействуют в процессе осуществления инновационной деятельности в основном с участниками цепочки поставок (43% и 52,2% соответственно). Предприятия, планирующие выход на национальный и зарубежные рынки, чаще сотрудничают с сектором научных исследований и разработок, участвуют в различных сетевых взаимодействиях (рис. 3).
Выбранная кооперационная стратегия отражает, с одной стороны, имеющийся инновационный потенциал предприятия, влияет на решение о выходе на новые рынки сбыта. С другой стороны, именно наличие инновационных компетенций и текущая география рынка сбыта во многом предопределяют модель сотрудничества с внешними организациями в процессе создания и внедрения нововведений.
Материал подготовили Валерия Власова, Татьяна Кузнецова, Виталий Рудь