• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2016 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ представляет информационно-аналитический материал о состоянии делового климата в сфере услуг России в третьем квартале 2016 года.

Результаты обследования свидетельствуют об отсутствии каких-либо значимых трансформаций делового климата на российском рынке услуг в III квартале 2016 года по сравнению с предыдущим периодом. Предприниматели продолжали преимущественно негативно оценивать динамику основных показателей деятельности своих организаций. Также не изменились и обобщенные ожидания респондентов на краткосрочную перспективу. Основные проблемы, препятствующие развитию сферы услуг, к которым относятся, прежде всего, сокращение потребительского спроса со стороны населения и реального сектора экономики, а также дефицит финансовых средств организаций, сохранили свое негативное давление на бизнес.

Динамика Индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) в первой половине года давала надежду на дальнейшее развитие повышательной тенденции, однако в текущем квартале роста индикатора не наблюдалось, и ИПУ остался на отметке (-6%). При этом все три компонента ИПУ  балансы оценок фактического изменения спроса на услуги и экономического положения организаций, а также ожидаемого в ближайшие три месяца изменения спроса — сохранили значения предыдущего квартала, что дает основание предположить, что, несмотря на компенсацию критических значений конца 2015  начала 2016 годов, устойчивый тренд к выходу сферы услуг из стагнации пока не сформировался. Очевидной причиной такой ситуации является дефицит платежеспособного спроса на услуги на фоне продолжающегося падения реальных доходов потенциальных потребителей. По данным Росстата, в августе текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились относительно августа предыдущего года на 8,3% подобный спад последний раз наблюдался почти 8 лет назад, в эпицентре предыдущего кризиса в декабре 2008 года.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Отрицательные значения ИПУ в III квартале 2016 г. сложились в 11 из 14 наблюдаемых видах услуг. К немногочисленной группе благополучных организаций  страховым компаниям и санаторно-курортным учреждениям  присоединились туристические фирмы. В указанных видах деятельности ИПУ достигал невысокого, но все же положительного значения (4, 2 и 3% соответственно).

Прогнозы на IV квартал 2016 г. достаточно нейтральны: за прошедший квартал респонденты не изменили мнений относительно вероятного изменения основных показателей деятельности организаций в краткосрочной перспективе.

Скачать бюллетень «Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2016 года» (PDF, 1.72 Мб)

Бюллетень в публикациях СМИ

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований