• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фронтирные исследования в области научно-технической и инновационной политики

Высшая школа экономики в 2016 году выполнила по заказу Минобрнауки России комплекс исследований по оценке актуального состояния сферы науки и технологий, прогнозированию направлений ее развития. Также специалисты ВШЭ сформулировали предложения по созданию в России системы оценки научно-технической политики, совершенствованию системы статистического учета в области исследований и разработок, оценке потребностей в научных кадрах высшей квалификации и другим аспектам государственного регулирования в сфере науки и технологий.

 

Проект «Проведение исследований состояния сферы науки и технологий, направлений и инструментов ее государственного регулирования; разработка информационно-аналитических материалов по итогам проведенных исследований»

На первом этапе реализации проекта специалисты НИУ ВШЭ сконцентрировали внимание на анализе основных тенденций развития сферы науки и технологий в России и особенностей ее государственного регулирования. Было показано, что целесообразность и актуальность подготовки регулярных национальных докладов о развитии этой сферы подтверждается обширным и многолетним международным опытом, практиками большинства развитых стран мира. Внедрение в исследовательскую и управленческую практику формата национальных докладов позволяет проводить независимый и объективный анализ, оценивать «статус кво» сферы,  обобщать и презентовать рекомендации, разработанные и аккумулированные командами национальных и международных экспертов.

В процессе проведения исследований  была разработана Концепция аналитического доклада о развитии сферы науки и технологий, базирующаяся на результатах анализа и обобщения обширного международного опыта, оценки возможностей его адаптации в России; проведен подробный анализ  ее состояния и динамики в разных разрезах и  с привлечением последних по времени статистических и других эмпирических данных, результатов регулярных мониторинговых исследований, проводимых в НИУ ВШЭ.  Был дан обзор ключевых (действующих) инструментов государственного регулирования (финансовых, институциональных, сетевых и др.) и оценена эффективность их использования.

Были подготовлены аналитические записки по результатам исследований («Международный опыт подготовки национальных докладов в сфере науки и технологий»;  «Позиции России в глобальном научном пространстве (на основе анализа библиометрической информации)»; «Финансирование исследований и разработок в России: динамические и структурные показатели») и проект предварительного доклада «Российская наука в цифрах и фактах».

В следующем году проект будет продолжен.

Наверх ↑

 

Проект «Разработка предложений по совершенствованию системы статистического учета в области научных исследований и разработок»

Эксперты НИУ ВШЭ провели полное инвентаризационное обследование организаций сектора исследований и разработок. На заключительном этапе проекта сформированы итоги обследования, проведен анализ полученных результатов и подготовлен аналитический доклад о современном состоянии и тенденциях развития сферы российской науки.

В ходе проекта сформирован актуализированный Единый реестр организаций сектора исследований и разработок, содержащий наиболее полный перечень организаций, осуществляющих научную деятельность в Российской Федерации, а также идентификационные данные по каждой из них.

Специалисты НИУ ВШЭ провели пробное обследование малых и микропредприятий научно-технической сферы. По итогам обследования подготовлена аналитическая записка, содержащая оценку кадровых и финансовых ресурсов малых и микропредприятий научно-технической сферы, а также основные результаты их деятельности.

Наверх ↑

 

Проект «Формирование научно-методической, нормативно-правовой и информационно-аналитической базы прогнозирования научно-технологического развития в рамках системы стратегического планирования в Российской Федерации»

Эксперты НИУ ВШЭ осуществили в 2015—2016 годах комплекс работ по научно-технологическому прогнозированию, который включал формирование научно-методической и нормативной правовой базы для развития стратегического планирования, разработку прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, подготовку материалов для Межведомственной комиссии по технологическому прогнозированию, а также проведение экспертно-аналитических мероприятий в интересах развития системы технологического прогнозирования и стратегического планирования.

Были подготовлены и согласованы с 13 министерствами и ведомствами «Правила разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации», финальная версия утверждена постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 699. В их развитие созданы «Методические рекомендации по подготовке исходных данных для разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, а также по формированию его сценарных условий», которые утверждены приказом Минобрнауки России от 13 ноября 2015 г. № 1335.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, одобренный в 3 января 2014 г. Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым, был актуализирован в соответствии с требованиями Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Для подготовки новой версии Прогноза были сформированы сценарные условия научно-технологического развития, учитывающие макроэкономические, структурные и институциональные факторы научно-технологического развития и взаимоувязанные с прогнозом социально-экономического развития и Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.

С участием широкого экспертного сообщества были актуализированы перечни глобальных трендов, национальных вызовов и окон возможностей, а также перспективных рынков, продуктов и технологий.

Обновленная версия Прогноза включает дополнительные разделы по оценке достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития Российской Федерации и оценке первоочередных потребностей, а также рекомендации по научно-технологической политике.

Специалисты НИУ ВШЭ подготовили более 30 информационно-аналитических справок и документов по вопросам функционирования системы научно-технологического прогнозирования и стратегического планирования.

В целях валидации методологии разработки Прогноза и полученных результатов были проведены экспертные мероприятия с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, вузов, компаний с государственным участием, иностранных экспертов из форсайт-центров ведущих вузов и международных организаций.

По итогам исследования планируется публикация расширенного доклада по Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации и доклада по глобальным трендам.

Наверх ↑

 

Проект «Разработка методологии интегрированной системы оценки потребности в научных кадрах высшей квалификации»

Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали подходы к созданию системы, способной оперативно реагировать на потребности организаций в специалистах, отвечающих современным требованиям к профессиональным компетенциям, имеющих нужную специализацию. Российская система подготовки высококвалифицированных кадров нуждается в информации о том, на каких направлениях подготовки нужно активизировать деятельность и увеличить выпуск специалистов, а какие направления устарели и подлежат сокращению, поскольку специалисты данного профиля не будут в будущем востребованы экономикой.

Новизна проекта состоит в разработке подходов к решению ключевых задач, связанных с созданием современной системы сбора информации о текущих и перспективных потребностях организаций в научных кадрах высшей квалификации с учетом Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года. Такая система, в частности, позволит более гибко и в соответствии с потребностями экономики планировать деятельность аспирантуры. При этом будут решены задачи сбора не только количественных, но и качественных параметров спроса на специалистов, обладающих определенным набором компетенций, которые потребуются для ответа на вызовы, стоящие перед российской экономикой.

В ходе реализации первого этапа исследования была подготовлена информационно-статистическая база и разработан проект методологии и инструментария, сформирован алгоритм апробации интегрированной системы оценки потребности в научных кадрах высшей квалификации. Для апробации методологии было проведено выборочное обследование на двух пилотных секторах: 1 — биотехнологии; 2 — робототехника. Для получения оценки качественных параметров дефицита кадров и дефицита компетенций проведен опрос руководителей организаций из числа ведущих университетов и научных организаций, а также интервью с экспертами в области биотехнологий и робототехники; рассмотрены варианты возможных решений с учетом прогнозных оценок потребности в специалистах.

Наверх ↑

 

Проект «Разработка предложений по созданию в России системы оценки научно-технической политики и ее интеграции в практику государственного управления»

На первом этапе работ по проекту в 2016 году эксперты НИУ ВШЭ получили важные результаты, которые лягут в основу последующих работ:

Проведен анализ и систематизирован зарубежный опыт оценки научно-технической политики (в рамках деятельности международных организаций, включая ОЭСР и Европейскую Комиссию; национальных ведомств и агентств). По результатам анализа разработаны рекомендации по учету зарубежного опыта оценки научно-технической политики при создании национальной системы оценки научно-технической политики. В состав рекомендаций включены такие особенности оценки этой сферы в зарубежных странах, как: использование устоявшегося понятийного аппарата; проведение оценки на различных этапах реализации программ; фокусировка на разных направлениях оценки политики в зависимости от этапа; использование количественных и качественных методов и др.

Сформулированы цель, направления и другие параметры оценки научно-технической политики России в качестве механизма обратной связи. С учетом данных условий и рекомендаций, составленных по результатам анализа зарубежного опыта, разработан проект концепции оценки государственной научно-технической политики.

Одним из результатов исследования первого этапа стала систематизация мер государственной поддержки науки и технологий в разрезе федерального и регионального уровней, субъектов (операторов) научно-технической политики, а также круга потенциальных бенефициаров и иных характеристик мер поддержки. На этой основе составлена «карта» мер государственной поддержки науки и технологий, содержащая их цели, особенности реализации (направления, сроки, плановый объем финансирования, сведения об операторах и мониторах, основных нормативных правовых актах), а также такие параметры, как тип инструмента поддержки (прямое финансирование, налоговые льготы и др.) и направления воздействия. Всего в «карту» включено порядка шестидесяти ключевых федеральных мер, а также ряд важных механизмов содействия развитию науки и технологий на региональном уровне.

Наконец, в рамках первого этапа разработаны и апробированы программа и инструментарий пилотной оценки отдельных мер научно-технической политики России, базирующиеся на результатах анализа международного опыта оценки и учитывающие специфичные российские условия. Инструментарий пилотной оценки отдельных мер научно-технической политики предполагает возможность проведения оценки на различных этапах реализации мер (предварительная, промежуточная, итоговая) и учитывает такие направления, как: предпосылки и условия реализации мер; ресурсы (включая их доступность, достаточность и масштаб); результаты (спрос на меры политики, результативность, эффективность, др.); эффекты, включая долгосрочные.

Наверх ↑

 

Проект «Анализ эффективности расходования средств бюджетного и внебюджетного финансирования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские/технологические работы (НИОКТР) гражданского назначения, предусмотренных в государственных и федеральных целевых программах Российской Федерации»

В рамках проекта проанализирован и систематизирован европейский, американский и азиатский опыт по измерению, учету и анализу эффективности бюджетных и внебюджетных расходов на НИОКТР гражданского назначения. Кроме того, отдельное внимание было уделено сравнительному анализу отечественных методов и практик оценки эффективности реализации федеральных целевых программ в частности. Было выявлено, что в отличие от зарубежного опыта в российской практике оценка эффективности средств на НИОКТР по специально разработанной методике не проводится. Она осуществляется в рамках оценки эффективности программ РФ на основе мониторинга динамики показателей результатов и финансирования за отчетный период к предыдущему, анализа достижения плановых значений и выполнения сроков реализации контрольных событий.

С учетом зарубежного опыта и российской практики была разработана Методика анализа эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств внебюджетных источников на НИОКТР гражданского назначения, предусмотренных в государственных программах РФ, которая прошла апробацию на примере крупнейших отраслевых программ. Данная Методика учитывает: долгосрочный период анализа; группы показателей, характеризующих результаты НИОКТР и эффекты от их реализации; принцип оценки результативности НИОКТР на базе сопоставления плановой и фактической скорости достижения целевых показателей; соблюдение принципа 50%-го внебюджетного софинансирования прикладных исследований; качество планирования показателей, характеризующих НИОКТР. 

В соответствии с задачами проекта был проведен анализ эффективности расходования средств на НИОКТР на основе разработанной Методики. Для этого были отобраны крупные государственные программы научно-технической направленности, содержащие более 95% финансирования расходов на НИОКТР гражданского назначения.

По результатам анализа программ был подготовлен и направлен в Минобрнауки России доклад, содержащий рекомендации по повышению эффективности расходования средств на НИОКТР, увеличению их результативности, и оценки соотношения бюджетных и внебюджетных инвестиций на НИОКТР.

Еще одним важным результатом исследования является разработка методики определения уровней готовности технологий и соотношения вкладываемых бюджетных и внебюджетных средств.

Наверх ↑

 

Проект «Анализ передовых направлений исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области науки, технологий и инноваций и развитие системы информационно-аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной политики»

Информационно-координационный центр по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития реализовал рабочую программу сотрудничества Минобрнауки России с ОЭСР в области науки, технологий и инноваций за второе полугодие 2016 г.

Эксперты центра проанализировали лучший опыт стран-членов и стран-партнеров ОЭСР по передовым направлениям работы ОЭСР в области науки, технологий и инноваций за второе полугодие 2016 г. и подготовили информационно-аналитические материалы по результатам анализа. Также разработали рекомендации по включению России в новые проекты ОЭСР и собрали данные и показатели по Российской Федерации для включения в межстрановые исследования, базы данных и публикации ОЭСР.

Кроме того, Центр подготовил ряд проектов нормативных правовых актов с целью гармонизации национального законодательства в сфере науки, технологий и инноваций с подходами, «правовыми инструментами» и стратегическими документами ОЭСР (в частности, Инновационной стратегией ОЭСР и Стратегией «зеленого» роста ОЭСР).

В рамках обучающего семинара «Практические аспекты взаимодействия с ОЭСР» и круглого стола «Использование стандартов ОЭСР при заключении преференциальных торговых соглашений», организованных под эгидой Минэкономразвития России 2-3 июля 2016 года и 22 июля 2016 года соответственно, эксперты НИУ ВШЭ представили вниманию высших должностных лиц и руководителей федеральных органов исполнительной власти информацию о ходе диалога России с ОЭСР, продолжающегося несмотря на формальную приостановку переговорного процесса о присоединении России к данной организации, а также поделились опытом в укреплении позиции России на международных рынках с помощью преференциальных торговых соглашений.

Итоги выполненной работы по изучению направлений деятельности ОЭСР в области научно-технической и инновационной политики отражены в информационно-аналитических материалах, доступных на интернет-ресурсе центра.

Наверх ↑

 

Проект «Развитие исследовательской и аналитической инфраструктуры научно-технологического прогнозирования с привлечением сети отраслевых центров научно-технологического прогнозирования на базе ведущих организаций сектора исследований и разработок»

На третьем этапе проекта разработана концепция развития сети отраслевых центров прогнозирования (ОЦП) и даны рекомендации по развитию сети ОЦП на период до 2020 года; сформированы рекомендации по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок в РФ.

На данном этапе был сформирован комплект материалов комплексной подготовки участников сети ОЦП, проведено обучение 43 представителей ОЦП (вузов, научных организаций, компаний) и осуществлена серия координационных мероприятий, нацеленная на вовлечение представителей ОЦП в процесс формирования экспертно-аналитической инфраструктуры поддержки системы технологического прогнозирования.

Наверх ↑

 

Проект «Выявление долгосрочных глобальных вызовов и трендов, определяющих перспективы развития науки и технологий в странах БРИКС»

Целью проекта является определение системы общих приоритетов научно-технологического развития стран БРИКС. Для ее достижения разрабатывается оригинальная методика определения приоритетов для группы стран, апробируемая на примере БРИКС. Ее новизна заключается в том, что при формировании  общих научно-технологических приоритетов наряду с долгосрочными глобальными вызовами учитываются национальные стратегические документы стран БРИКС; их международные обязательства; а также научно-технологический потенциал стран, оцениваемый с помощью библиометрического и патентного анализа.

На первом этапе работы были проанализированы методические подходы к формированию приоритетов в странах БРИКС, дано описание национальных приоритетов  и международного сотрудничества для этих стран, выделены научно-технологические приоритеты, общие для стран БРИКС.

Основные результаты проекта будут представлены в  аналитическом докладе «Приоритеты научно-технического сотрудничества России со странами  БРИКС».

Наверх ↑

 

Проект «Разработка и практическая апробация системы комплексного мониторинга направлений развития науки и технологий гражданского характера»

На третьем заключительном этапе реализации проекта по итогам апробации комплексной системы мониторинга были подготовлены подробные информационно-аналитические материалы, характеризующие развитие приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. На базе этих данных был подготовлен проект аналитического доклада за 2015 год, содержащий оценку тенденций развития науки и технологий в России и за рубежом, сравнительный анализ реализации приоритетных направлений, в том числе по внутренним затратам на исследования и разработки, публикационной и патентной активности, описание всех критических технологий гражданского характера.

Также была доработана комплексная система мониторинга, которая включает в себя несколько блоков: сбор информационно-аналитических материалов от ФОИВ и других организаций, проведение статистических обследований, экспертные исследований, анализ различных баз данных. 

Наверх ↑

 

Проект «Анализ существующих инструментов и механизмов поддержки прикладных исследований в Российской Федерации, выработка предложений по стимулированию частных инвестиций в разработку и внедрение отечественных технологий»

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по заказу Минобрнауки России выполнил в 2016 году комплекс работ в рамках проекта «Анализ существующих инструментов и механизмов поддержки прикладных исследований в Российской Федерации, выработка предложений по стимулированию частных инвестиций в разработку и внедрение отечественных технологий»

В ходе первого этапа работ проведены анализ, систематизация и оценка востребованности и эффективности инструментов и механизмов поддержки прикладных научных исследований в разрезе федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, фондов и иных операторов указанной поддержки в 2010-2015гг. Выявлены, проанализированы и систематизированы сведения о поддержке в статистике бюджета, налогов, науки и иных информационных ресурсах, включая государственные информационные системы. Произведен анализ предложений федеральных органов власти и Российской академии наук по стимулированию инвестиций российских организаций в разработку и внедрение отечественных технологий и оценка целесообразности их реализации. На основании полученных результатов подготовлен Перечень предложений по стимулированию инвестиций российских компаний и организаций в разработку и внедрение отечественных технологий и предложения по уточнению существующих льгот, инструментов и механизмов поддержки прикладных научных исследований в Российской Федерации.

В рамках данного проекта в 2017 году подготовленные предложения будут верифицированы и разработаны рекомендации по их реализации  с учетом результатов выборочного обследования организаций, выполняющих прикладные научные исследования  и внедряющих их результаты.

Наверх ↑