Скрыть

Календарь

Май
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Издания

Потребительские ожидания населения в IV квартале 2016 года

6 февраля 2017

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий потребительские ожидания населения  в четвертом квартале 2016 года.

Эксперты Центра констатировали, что индекс потребительской уверенности (ИПУ), рассчитанный на базе ежеквартальных опросов Росстата, в IV квартале 2016 года продолжил положительную коррекцию (ИПУ), однако ее интенсивность снизилась до минимума. Индикатор увеличился по сравнению с предыдущим кварталом лишь на 1 процентный пункт (п. п.) и остановился на отметке (–18%). После ежеквартального восстановления ИПУ на протяжении всего 2016 года его значение расположилось примерно посередине между максимальной за последние восемь лет величиной II квартала 2012 г. (–4%) и рекордно низкой точкой I квартала 2016 г. (–30%). Таким образом, несмотря на определенный рост уверенности потребителей, индекс сохранил выраженное отрицательное значение, отражая сохранение неблагоприятного потребительского климата среди населения страны.

Распределение ИПУ по различным возрастным категориям сохранило традиционную конфигурацию. Самой уверенной частью населения оставалась молодежь в возрасте от 16 до 29 лет (–12%), наиболее пессимистично настроенный — группа от 50 лет и старше (–22%).

Несмотря на небольшой рост значений ИПУ, позиция России в рейтинге европейских стран, проводящих обследования потребительской уверенности по сопоставимой с Росстатом методологии, в конце 2016 года ухудшилась. Страна снова оказалась на третьем месте с конца рейтинга, уступая по глубине пессимизма потребителей лишь бессменному аутсайдеру — Греции, а также Болгарии. Группа фаворитов осталась практически неизменной: наиболее уверенное и оптимистически настроенное население по-прежнему проживает преимущественно в северных странах: Финляндии, Швеции, Нидерландах и Дании.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тысяч человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.

Бюллетень «Потребительские ожидания населения в IV квартале 2016 года»

 

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований