• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект 5-100: итоги половины пути

17 марта состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100, на котором представители Вышки рассказали международным экспертам о ходе и итогах реализации дорожной карты по Проекту 5-100 и о ближайших планах. В презентации ВШЭ среди важных исследовательских проектов была отмечена новая разработка экспертов ИСИЭЗ — создание аналитических инструментов для выявления и прогнозирования новых трендов в сфере науки, технологий и инноваций. 

Презентацию Совету представил первый проректор Вадим Радаев, отметив, что Вышка продолжает международный рекрутинг преподавателей и исследователей и в то же время совершенствует требования (в частности, по публикационной активности) к действующим сотрудникам университета. Университет создает своим сотрудникам удобные административные сервисы для повышения эффективности основной, научно-образовательной, деятельности Вышки.

Одним из интегральных результатов участия НИУ ВШЭ в Проекте является улучшение его позиций в международных рейтингах, в том числе предметных. Например, в этом году Вышка может гордиться четырьмя позициями в топ-100 международных рейтингов: в Times Higher Education в области «Экономика и бизнес» занимает 83 место (единственный российский вуз), в QS входит в топ-100 сразу по трем предметам: «Экономика и эконометрика», «Социология», «Политика и международные отношения». Вышка занимает позиции в топ-листах мировых рейтингов по наибольшему числу предметов из вузов Проекта (в 13 предметных рейтингах QS — от экономики и компьютерных наук до лингвистики и права). Есть также предметы, по которым ВШЭ — единственный российский университет в топ-листе, например, по финансам и бухгалтерскому учету (позиция в 101-150).

В университете созданы 8 стратегических академических единиц, одна из которых организована на базе Института статистических исследований и экономики знаний — Форсайт и исследования науки, технологий и инноваций. Задача таких стратегических академических единиц — усиление междисциплинарных связей и междисциплинарных исследований в университете.

Совету были представлены 12 научных проектов в рамках стратегических академических единиц. Среди исследовательских проектов можно отметить разработку инструментов для выявления и прогнозирования новых трендов в сфере науки, технологий и инноваций. Над этим специалисты по форсайту, математике и компьютерным наукам из Вышки трудятся совместно с коллегами из Манчестерского университета.

Другой пример — Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE). Партнерами российских социологов по нему является, например, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилле. Это уникальное лонгитюдное обследование ведется уже больше двадцати лет. Его данные используются для оценки неравенства, бедности, потребительского поведения и качества жизни российских домохозяйств.

Новый проект, над которым работают представители социальных наук, урбанисты и инженеры, связан с развитием «гибких» технологий управления современным городом. Речь, в частности, идет об оптимизации системы управления транспортной сетью, энергопотребления и проч. Партнерами российских исследователей здесь являются MIT, Нью-Йоркский университет, Институт передовой архитектуры в Каталонии, а также крупные коммерческие компании (Uber, Intel, Яндекс).

Отвечая на вопросы членов Совета Проекта 5-100, представители Вышки отметили усилия университета по развитию предпринимательских навыков у студентов Вышки и исследований в данной области. Кстати, за три дня до заседания совета Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ уже в девятый раз провел церемонию вручения премии «Стартап года» лучшим молодым предпринимателям.

В программе 5-100 на сегодняшний день участвует 21 вуз. По оценке вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец, они стали узнаваемы за рубежом, выросло количество иностранных студентов. Совет Проекта ежегодно оценивает динамику продвижения каждого вуза-участника Проекта и дает индивидуальные рекомендации каждому университету, но выбор траектории для достижения конкурентоспособности университет выбирает самостоятельно.

Программа повышения конкурентоспособности («Дорожная карта 2017»)

Новость на портале НИУ ВШЭ: ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100