• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Государство и университеты должны дополнять друг друга в социальной политике»

Важность вовлечения университетов в социально-экономическую политику государства обсудили на международном семинаре «Университеты, инклюзивное развитие и социальные инновации» в рамках секции ИСИЭЗ «Научно-техническая и инновационная политика» XVIII Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.

От обездоленности к плюрализму благосостояния

Первый выступающий Клаэс Брундениус рассказал о результатах работы международной исследовательской группы Лундского университета (Швеция), которая изучает роли университетов в экономическом и социальном развитии. Участники группы работают в странах Южной Африки и Южной Америки, в Европе, России, а также в Китае и  во Вьетнаме.

Как отметил докладчик, особое беспокойство группы сегодня вызывает ухудшающиеся состояние окружающей среды, изменение климата и растущие неравенство населения с точки зрения дохода и благосостояния. Согласно исследованиям, в 2016 году 1% богатейшего населения сформировал больше богатства, чем все оставшиеся население  мира. Причем по концентрации совокупного богатства Россия стоит на первом месте (70% богатства принадлежит 1% населения). В США, Бразилии, в Южной Африке, в Швеции также увеличивается разрыв между богатейшей и остальной частью населения.

Сегодня, как заметил докладчик, можно говорить о появлении нового социального класса — обездоленные. Это работающее население, не уверенное в завтрашнем дне, чувствующее себя не защищенным. Кроме этого, перед государствами сейчас остро стоит проблема выбора между экономическим ростом и равенством населения. Вопрос открытый, хотя некоторые исследования доказывают, что равенство способствует росту. Причем экономический рост, по мнению Брундениуса, должен в том числе основываться на социальных инновациях и затрагивать незащищенные инклюзивные слои населения. Более того, социальный предприниматель, убежден докладчик, должен стать новым «героем нашего времени».

Далее Клаэс Брундениус рассказал о двух возможных сценариях развития общества. Первый сценарий предполагает снижение государственной роли и увеличение числа частных компаний (и это то, что сейчас мы наблюдаем в США). В такой модели третий, социальный, сектор присутствует, но он незначительный. Второй сценарий — «плюрализм благосостояния» — говорит о важной роли государства и частного капитала, но третий сектор доминирует. И это предпочтительный вариант экономического развития стран.

Роль университетов в инклюзивном развитии стран

Ключевую роль университетов в формировании социальной лестницы, разрушающей барьеры социального неравенства, отметил старший научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Станислав Заиченко в своем докладе «Российские университеты как участники инклюзивного развития». Уязвимые (инклюзивные) группы населения — люди с инвалидностью, проживающие на отдаленных территориях и имеющие сложности к доступу к общей инфраструктуре, попавшие в сложные жизненные ситуации, жертвы природных катаклизмов, а также население с низким уровнем дохода и другие — зачастую чувствуют себя ущербными по отношению к благополучной части общества. Что в связи с этим необходимо сделать государству и чем могут помочь университеты?

Во-первых, необходимо создавать больше возможностей для доступа населения к научно-техническим инновациям, в частности, всеобщее подключение к Интернету и создание бесплатных общественных центров обучения пользователей сети. Во-вторых, развивать безбарьерную среду для инвалидов и людей с ограниченной мобильностью. И наконец, важна индивидуальная, адресная помощь населению. И здесь, как отметил докладчик, можно говорить о  принятии программ на государственном уровне, включающие обеспечение быстрого доступа населения к государственным услугам, адаптацию населения к городской среде и так далее.

Главная задача социальной политики сегодня — обеспечить равные возможности для всех, желающих получить образование. Однако, как отметил докладчик, об этом проще рассуждать, чем сделать. В данный момент государство разрабатывает единые стандарты для индивидуального обучения разных групп населения; создает адаптированную инфраструктуру в университетах и кампусах; готовит учителей к работе с особыми категориями населения; формирует институт наставников, которые в дальнейшем будут помогать адаптироваться к новой среде.

«Государство и университеты, реализуя социальную политику, должны быть взаимодополняющими, их инициативы не должны противоречить друг другу. Сегодня конкурентоспособность университетов определяется не только спросом и предложением на рынке труда, но и наличием доступной и комфортной среды для обучения», — подытожил Заиченко.

Университеты и бизнес

В свою очередь Николас Вонортас профессор экономики и международных отношений Университета Дж. Вашингтона (США), ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий НИУ ВШЭ, в совместном с другими коллегами докладе «Сотрудничество между университетами и промышленностью: результаты исследований, проведенных в Бразилии» напомнил об исторической роли  университетов США — помогать местному сообществу развивать регион. Именно поэтому американские университеты очень хорошо понимают социальные проблемы общества, в отличие от старых европейских университетов, воспитывающих элиту, оторванную от большей части населения.

В обследовании нескольких университетов Бразилии, в частности университета Сан-Паулу, исследовательская группа рассматривала степень их вовлеченности в промышленность страны. Мотивацией к проекту послужил тезис о том, что университеты должны не только учить, но и помогать обществу и бизнесу в развитии региона, в котором он находится.

Как рассказал докладчик, исследовательской группой было сформировано две гипотезы. Первая говорит, что, если университет вовлекается во взаимодействие с частным сектором (сотрудники и студенты сотрудничают с бизнесом), то вероятность того, что университет «родит» какую-то компанию — увеличивается. Подобное взаимодействие университета и бизнеса, по мнению Вонортаса, создает некий социальный капитал. Однако во многих университетах мира, с сожалением отметил докладчик, культуры взаимодействия университета и бизнеса нет. В бразильских университетах эта гипотеза также не подтвердилась.

Вторая гипотеза гласит, что интенсивность и объем взаимодействия с бизнесом не столь важны, намного важнее качество подобного взаимодействия. И здесь речь идет о консалтинге, когда преподаватели, аспиранты, успешные студенты консультируют бизнес, или взаимодействии с бизнесом в форме стажировок для студентов, а также контракты студентов с частным сектором для проведения общих исследований. Такое взаимодействие более плодотворно, поскольку создает культуру, позволяющую основать новые компании. И эта гипотеза подтвердилась. На обследованные четыре университета Бразилии приходится три четверти подобного взаимодействия бизнеса с университетами страны.

Последний доклад «Социальные инновации и социальная инклюзия в латвийских университетах» представила Анда Адамсоне-Фисковича из Центра балтийских исследований. Она рассказала о социальных перспективах инклюзивности в университетах Латвии в условиях существенного экономического неравенства населения. Несмотря на  «неадекватность» финансирования высшего образования поставленным задачам, сегодня в университетах Латвии успешно реализуются такие социальные проекты, как Центр правовых практик для незащищенных слоев населения, Центр удаленного образования, в частности, для отбывающих срок в местах лишения свободы, «Экспресс здоровья» — оказание первой медицинской помощи и консультирование, и  другие.

Новость на портале НИУ ВШЭ