• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Потребительские ожидания населения в I квартале 2017 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий потребительские ожидания населенияв первом квартале 2017 года.

Эксперты Центра констатировали продолжение восстановления Индекса потребительской уверенности (ИПУ), рассчитанного на базе ежеквартальных опросов Росстата. Значение индекса увеличилось по сравнению с предыдущим кварталом на 3 процентных пункта (п. п.) и достигло отметки (-15%). Относительный рост ИПУ с разной интенсивностью наблюдается уже пятый квартал подряд, однако, несмотря на достаточно стойкую позитивную тенденцию, его отрицательная величина указывает на преобладание среди потребителей пессимистических настроений.

Улучшились по сравнению с предыдущим кварталом все пять частных индексов — компонентов ИПУ. Индексы фактических и ожидаемых изменений в личном материальном положении, а также ожидаемых изменений в экономике России выросли на 2 п. п. каждый за счет снижения доли негативных вариантов ответов, при этом доля позитивных оценок не изменилась. Таким образом, относительное укрепление потребительской уверенности в целом было обусловлено не ростом числа оптимистично настроенных респондентов, а сокращением числа пессимистов и расширением «зоны стабильности», включающей ту часть населения, которая констатировала отсутствие изменений в своем фактическом и ожидаемом материальном положении.

Частный индекс произошедших изменений в экономике России увеличился на 8 п. п., причем не только существенно (с 50 до 40%) сократилась доля негативных мнений, но также выросла с 11 до 13% доля позитивных оценок. Индекс благоприятности условий для крупных покупок продемонстрировал рост на 3 п. п., однако его значение (-30%) традиционно было самым низким среди пяти компонентов ИПУ. Индекс благоприятности условий для сбережений, который, согласно принятой методологии, не включается в состав ИПУ, повысился на 4 п. п. и составил (-38%). Таким образом, большинство домашних хозяйств по-прежнему не считали сложившуюся на момент опроса ситуацию подходящей для покупки дорогостоящих товаров и, особенно, для финансовых сбережений.

Среди европейских стран, проводящих обследования потребительской уверенности по сопоставимой методологии, Россия в I квартале текущего года занимала пятое место с конца рейтинга. Ниже расположились страны с традиционно превалирующими пессимистичными настроениями населения — Греция и Болгария, а также Латвия и Италия. Состав группы наиболее благоприятных для жизни стран не изменился: максимальное число оптимистов по-прежнему проживает в Финляндии, Нидерландах, Швеции и Дании, где имеется развитая система социальной поддержки населения и высоки вложения в человеческий капитал.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тысяч человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.

Бюллетень «Потребительские ожидания населения в I квартале 2017 года» (.pdf, 3Мб)

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований