• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

GII-2017: как инновации кормят мир и Россию

GII-2017: как инновации кормят мир и Россию

   

   Полный текст доклада «The Global Innovation Index 2017.Innovation Feeding the World»

Рейтинг «Глобальный инновационный индекс» составляет консорциум Корнельского университета (США), Школы бизнеса INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности начиная с 2007 года. Для аналитического доклада, сопровождающего выход юбилейного, десятого, рейтинга, специальную главу «Технологическое будущее российского агропродовольственного сектора» (Technological Future of the Agriculture and Food Sector in Russia) подготовили исследователи Высшей школы экономики Леонид Гохберг и Илья Кузьминов. Российские ученые и ранее участвовали в международной коллаборации, формирующей Глобальный инновационный индекс, — в 20162014 и 2012 годах. Профессор Леонид Гохберг также входит в консультативный совет GII и участвует в методологической поддержке исследования. Опираясь на собственный опыт и международную практику, эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ составляют ежегодный Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. В этом году официальный релиз двух рейтингов состоялся в один день — 15 июня.

Рейтинг GII-2017 охватывает 127 стран, которые в совокупности производят 98% мирового ВВП. На их территории проживает 92% населения планеты. Авторы десятого рейтинга отмечают сохраняющийся разрыв в инновационных возможностях развитых и развивающихся стран и вялые темпы повышения активности в сфере исследований и разработок (НИОКР) как в государственном секторе, так и на уровне корпораций.

GII-2017 включает 81 индикатор инновационной деятельности, которые сгруппированы по семи основным направлениям (Рис. 1): 1) институты, 2) человеческий капитал, 3) инфраструктура, 4) развитие рынка, 5) развитие бизнеса, 6) развитие технологий и экономики знаний и 7) развитие креативной деятельности. Из совокупности переменных 1–5 направлений складывается субиндекс ресурсов инноваций. На основе показателей 6 и 7 направлений формируется субиндекс результатов инноваций. Итоговый рейтинг (GII) рассчитывается как среднее этих двух субиндексов.

В новом специальном разделе GII-2017 анализируются «горячие точки инноваций» во всем мире, в которых выше всего плотность изобретателей, фигурирующих в международных патентных заявках.

Рисунок 1. Структура Глобального инновационного индекса — 2017

Возглавляют десятый рейтинг ведущих стран-инноваторов Швейцария, Швеция, Нидерланды, США и Соединенное Королевство. Швейцария уже седьмой год подряд возглавляет общий рейтинг GII. Странам с высоким уровнем дохода принадлежат двадцать четыре из его первых двадцати пяти мест. Исключение из этого ряда — Китай, занимающий двадцать второе место.

Показатели России

В новом рейтинге Россия занимает 45-е место, опустившись на 2 позиции по сравнению с прошлым годом (Табл. 1). Среди 35 ведущих европейских государств наша страна занимает 31-е место. С 2014 по 2017 гг. Российская Федерация улучшает позиции по субиндексу ресурсов инноваций, однако по субиндексу результатов инноваций в этом году опустилась на 4 позиции.

Таблица 1. Динамика позиций Российской Федерации в GII-2017: 2015–2017 гг.

 

 

 

 

 

GII

 

 

 

Ресурсы инноваций

 

 

 

Результаты инноваций

 

 

 

Эффективность инноваций

 

 

2017

   

45

   

43

   

51

   

75

 

 

2016

 

 

 

43

 

 

 

44

 

 

 

47

 

 

 

69

 

 

2015

 

 

 

48

 

 

 

52

 

 

 

49

 

 

 

60

 

Рейтинг оценивает сильные и слабые стороны российской инновационной системы (Табл. 2). Так, среди конкурентных преимуществ страны остается занятость женщин с высшим образованием. Как и в прошлом году, Россия занимает по этому показателю второе место. Традиционно высокое, хотя на две позиции ниже, чем в 2016 году, количество выпускников вузов по научным и инженерным специальностям — 13-е место в GII-2017. На 14-м месте страна по индикатору «Соотношение ученики/ преподаватель в среднем образовании». На 15-м — по численности работников, занятых в сфере наукоемких услуг. Еще один индикатор, характеризующий развитие человеческого капитала, — «Валовой коэффициент охвата высшим образованием» — приносит 17-е место.

Российская Федерация продвинулась по показателям развития рынка (60-е место). По размеру внутреннего рынка страна занимает 6-е место, по показателю «Торговля, конкуренция и масштаб рынка» — 12-е. Россия также входит в десятку стран по числу патентных заявок на полезные модели, поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны (8-е место). Чуть ниже число патентных заявок на изобретения, поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны (15-е место). По платежам за использование объектов интеллектуальной собственности Россия на 16-й позиции. 22-ю позицию Россия демонстрирует по показателю «Индекс Хирша для цитируемых документов».

Если по созданию знаний Россия занимает 22-е место, по распространению знаний — 43-е, то по влиянию знаний — 111-е место (из 127 экономик). В числе слабых сторон отечественной инновационной системы: политическая стабильность и отсутствие терроризма (112-е место),  инновационные связи (105), верховенство закона (104), качество регулирования (102), политическая среда (100), правовая среда (94).

Показатели инвестиционной активности также относят страну в конец рейтинга: инвестиции (95) чистый приток прямых иностранных инвестиций (94), сделки с венчурным капиталом (90).

По приросту ВВП на душу населения Россия занимает 110-е место, по индикатору «ВВП на единицу использования энергии» — 108-е.

Таблица 2. Сильные и слабые стороны инновационной системы России: ГИИ-2017

 

 

Сильные стороны

 

 

 

 

Слабые стороны

 

 

 

 

Занятость женщин с высшим образованием (2 место из 127 стран) Females employed with advanced degrees (2nd)

Размер внутреннего рынка (6) Domestic market scale (6th)

Число патентных заявок на полезные модели, 
поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны (8) Utility model applications by origin (8th)

Торговля, конкуренция и масштаб рынка (12) Trade, competition, & market scale (12th)

Выпускники вузов по научным и инженерным специальностям (13) Graduates in science and engineering (13th)

Соотношение ученики/ преподаватель в среднем образовании (14) Pupil-teacher ratio, secondary (14th)

Работники, занятые в сфере наукоемких услуг (15) Employment in knowledge-intensive services (15th)

Число патентных заявок на изобретения, поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны (15) Patent applications by origin (15th)

Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (16) Intellectual property payments (16th)

Валовой коэффициент охвата высшим образованием (17) Tertiary enrolment (17th)

Создание знаний (22) Knowledge creation (22nd)

Индекс Хирша для цитируемых документов (22) Citable documents H index (22nd)

 

 

 

 

Политическая стабильность и отсутствие терроризма (112) Political stability and absence of violence/terrorism (112th)

Влияние знаний (111) Knowledge impact (111th)

Прирост ВВП на душу населения (110) Growth rate of GDP per person engaged (110th)

ВВП на единицу использования энергии (108) GDP per unit of energy use (108th)

Инновационные связи (105) Innovation linkages (105th)

Верховенство закона (104) Rule of law (104th)

Качество регулирования (102) Regulatory quality (102nd)

Политическая среда (100) Political environment (100th)

Эффективность логистики (96) Logistics performance (96th)

Инвестиции (95) Investment (95th)

Правовая среда (94) Regulatory environment (94th)

Экологическая сертификация по стандартам ISO 14001 (94) ISO 14001 environmental certificates (94th)

Чистый приток прямых иностранных инвестиций (94) Foreign direct investment net inflows (94th)

Сделки с венчурным капиталом (90) Venture capital deals (90th)

Глобальные рынки развлечений и медиа (48) Global entertainment and media market (48th)

 

 


Тема GII-2017 — «Инновации кормят мир»

Авторы исследования «Глобальный инновационный индекс» в этом году задались целью изучить, как состояние инновационной деятельности способствует развитию агропродовольственных систем. Таким термином авторы определяют сетевые комплексы, которые объединяют устойчивое производство, обработку, распределение и потребление продуктов питания, а также удаление и переработку отходов.

Как отмечается в релизе о выходе GII-2017, в предстоящие десятилетия агропродовольственный сектор столкнется с колоссальным ростом мирового спроса и обострением конкурентной борьбы за ограниченные природные ресурсы. Кроме того, ему нужно будет адаптироваться в условиях изменения климата и смягчать процесс таких изменений. Инновации выступают ключевым инструментом поддержания роста производительности, необходимого для удовлетворения растущего глобального спроса.

«На наших глазах во всем мире уже рождается “цифровое сельское хозяйство” с беспилотными летательными аппаратами, спутниковыми датчиками и полевой робототехникой, — говорит Бруно Ланвен, исполнительный директор Отделения глобальных индексов школы бизнеса INSEAD. — Сейчас остро ощущается необходимость “умного сельского хозяйства” для оптимизации производственно-сбытовых и распределительных систем и стимулирования внедрения творческих новых бизнес-моделей, которые сводят к минимуму нагрузку на земельные, энергетические и другие природные ресурсы, в то же время позволяя уделять внимание потребностям беднейшего населения мира».

Для аналитического доклада, который сопровождает выход рейтинга GII-2017, первый проректор Высшей школы экономики, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг и заместитель заведующего отделом Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Илья Кузьминов подготовили специальную главу «Технологическое будущее российского агропродовольственного сектора» (Technological Future of the Agriculture and Food Sector in Russia), в которой использовали результаты проекта НИУ ВШЭ по выявлению глобальных технологических трендов.

Авторы российской главы описали текущее состояние национального АПК на фоне глобальных трендов и представили прогнозные оценки интенсивного и умеренного развития этой отрасли в рамках двух сценариев, соответственно — «Глобальный прорыв» и «Локальный рост». Оба сценария были сформированы в рамках Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса (АПК) до 2030 года (утв. Министерством сельского хозяйства РФ в январе 2017 г.).  При любом сценарии, подчеркивают авторы главы, российское сельское хозяйство и пищевая промышленность должны перейти от устойчивой системы производства к устойчивой инновационной системе, что невозможно без оживления научных исследований и технологических инноваций в АПК.

Запись презентации ГИИ-2017 (пресс-конференция 15 июня 2017 г. в штаб-квартире ООН в Женеве).

Загрузить полную версию GII-2017 можно по адресу www.globalinnovationindex.org.

Новость о рейтинге на портале НИУ ВШЭ