• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг системы образования: фокус на регионы

Вопросы мониторинга системы образования, произошедшие за год изменения в этой системе и знаковые тенденции ее развития обсудили на пресс-конференции, организованной Институтом образования НИУ ВШЭ. В ней принял участие замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль.

Николай Шугаль, заместитель директора Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, рассказал, какие изменения в статистике позволяют теперь более полно увидеть, что происходит в образовании Российской Федерации. Он отметил, что мониторинг возник в рамках требований ФЗ об открытости информации о системе образования: «Роль МСО очень важна, потому что измеряется все и достаточно полно. Когда мы доводим информацию до широкой общественности, речь должна идти об индикаторах, которые отражают абсолютно конкретные тенденции развития того или иного сектора образования. Мониторинг основывается в основном на статистике, и отчасти привлекаются данные социологических обследований. С одной стороны, мы подчеркиваем, что мониторинг не является дополнительной нагрузкой на образовательные организации, ведь это вторичный мониторинг, он основан на собранных данных, но с другой стороны — это официальная статистическая информация, объективные данные, это официальная характеристика нашей системы образования, мы на нее опираемся. Но такие данные не могут охарактеризовать систему образования в целом, поскольку нас интересуют не только какие-то количественные изменения, но и то, каким образом поставщики и потребители образовательных услуг воспринимают систему образования, как они выстраивают свои мотивации, стратегии и экономическое поведение на этом рынке услуг. Конечно, необходимо добавлять данные социологических обследований — это очень существенная, дополнительная характеристика того, каким образом воспринимаются те или иные изменения реалий в системе образования».

Говоря о развитии МСО, Николай Шугаль отметил, что в его формировании используется детализированный мониторинг, рубрикатор (набор содержательных направлений и тем, на основе которых ежегодно появляется аналитика в виде докладов правительству) весьма объемный и содержит более 170 показателей на данный момент.

Это подход, который отражает концепцию открытости системы образования — мы говорим обо всех рынках, обо всех уровнях системы образования, которые рассматриваются под различными углами. Охватывается каждая сфера, начиная от дошкольного и заканчивая программами дополнительного образования. Затрагиваются вопросы взаимосвязи сферы образования и рынка труда, сферы образования и науки. Но все это не должно превратиться в базу данных, поэтому детализация должна доходить до определённого предела.

Шугаль Николай Борисович
Центр статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: Заместитель директора центра

Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ, более подробно остановился на самом механизме мониторинга системы образования. Он обратил внимание на произошедшие изменения, которые очень важны для регионов при организации мониторинга. Теперь информация о том, что происходит в каждом из регионов, видна в более удобном и понятном формате.

Спикер обратил внимание на то, что изначально МСО был предназначен не только для экспертов и узкого круга специалистов, сколько для достаточно широкого общественного взгляда, для информирования общества о состоянии и результатах функционирования системы образования. «В последние годы мы видим много разного рода цифр, касающихся образования — в том числе и в СМИ. Цифры уже есть, теперь необходимо, чтобы культура их использования была корректной. Важно, чтобы эти цифры базировались на грамотных источниках, чтобы они были связаны с аналитикой и представляли собой не только какие-то отдельные сенсационные сюжеты, а чтобы можно было увидеть динамику развития, причины и следствия. Вот именно в этом направлении мы активно работаем над совершенствованием МСО. Для нас принципиально важно внедрение именно умных аналитических инструментов — сами доклады, декомпозиция больших докладов, которые были бы удобны для восприятия и СМИ, и широкой общественностью. Поэтому мы работаем, с одной стороны, над тем, чтобы были представлены данные не просто за конкретный год, а в динамике — чтобы понять, какие процессы происходили за какое-то определенное время. Мы также очень серьезно работаем в мониторинговых докладах над данными о регионах, чтобы понять и проанализировать региональный разрез. Очень важно, что МСО теперь направлен и на нужды регионов. Это не просто какая-то отчетная региональная процедура, это процедура, связанная с пониманием самими регионами процессов, происходящих внутри региона, сопоставлением этих процессов с внешними, федеральными и даже с процессами в международном разрезе. Также мы добавили большой блок, связанный с практикой — то есть не только голые цифры, а данные о том, на чем это все базируется и какие есть конкретные результаты».

Руководитель Центра исследования среднего профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев впервые за весь период публикации результатов МСО подробно рассказал о состоянии среднего профессионального образования на основе данных мониторинга системы образования. Он добавил, что в условиях, когда есть тысячи цифр, нужны понятная и обоснованная интерпретация этих цифр, адресованная разным целевым аудиториям.

Сам мониторинг на сегодняшний день еще молод, при интерпретации результатов МСО мы пользуемся и другими данными, в том числе данными Мониторинга экономики образования, чтобы обеспечить дополнительную глубину, чтобы возможно было отследить динамику на протяжении не 3–4 лет, а хотя бы на 15. Тогда этот разговор становится чуть более обоснованным.

Дудырев Федор Феликсович
Центр исследования среднего профессионального образования: Директор центра

Руководитель Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий в своем выступлении остановился на вопросах дополнительного образования детей, находящихся в фокусе государственной политики в сфере образования.

Напомним, что Институт образования НИУ ВШЭ (научный руководитель Института — Фрумин Исак Давидович) уже четвертый год является федеральным оператором мониторинга системы образования, который организован на основании требований закона об образовании в Российской Федерации. Мониторинг системы образования реализуется на основании объективных показателей статистики, поэтому является одним из наиболее точных инструментов для оценки состояния системы образования страны.

Новость на сайте Института образования НИУ ВШЭ