• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Форсайт-сессия для факультета социальных наук

Факультет социальных наук первым среди всех факультетов Вышки провел форсайт-сессию, посвященную вопросам стратегического развития образовательной и кадровой деятельности факультета. В качестве ее модераторов были приглашены специалисты Форсайт-центра ИСИЭЗ — Константин Вишневский и Олеся Майбах.

Стратегические постановки

«После создания нашего мегафакультета, почти уже четыре года назад, мы поначалу занимались во многом "сборкой корабля в море", иногда еще и в шторм. Однако в итоге по большинству показателей мы стали одним из лучших факультетов в Вышке, — рассказывает декан факультета Андрей Мельвиль. — В прошлом году по показателям KPI мы единственные "выше ожиданий". В 2016 и 2017 годах мы вошли в топ-100 QS по Sociology и Politics and International Relations. Но поскольку останавливаться на достигнутом не в наших правилах, да еще и в условиях острой конкуренции, мы решили всерьез заняться вопросами развития факультета и подойти к этому стратегически, а не инструментально».

Форсайт как технология прогнозирования и конструирования образа будущего была выбрана факультетом по нескольким причинам. Во-первых, это один из самых удобных механизмов выявления трендов развития той или иной области в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в условиях неопределенности среды, отсутствия возможности количественного прогнозирования или экстраполяции текущих тенденций. Во-вторых, форсайт позволяет объединить интересы и экспертные знания представителей разных структурных подразделений. В-третьих, метод предполагает скрытую выработку консенсуса по основным вызовам и подходам к их решению, что способствует вовлечению участников в реализацию принятых решений.

Для участия в форсайте были приглашены коллеги, представляющие разные департаменты и отвечающие за разные направления деятельности университета, — преподаватели, научные работники, административные сотрудники и руководство подразделений. В качестве модераторов выступили сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний — Константин Вишневский и Олеся Майбах  слову, в прошлом году Олеся закончила магистерскую программу ФСН «Комплексный социальный анализ»). Итогом сессии стала мета-карта развития факультета.

Картирование вызовов

Каковы же ключевые ожидания участников форсайт-сессии по разным направлениям деятельности факультета? В сфере образования в среднесрочной перспективе планируется открытие новых образовательных программ, в том числе полностью платных, привлечение иностранных абитуриентов за счет интеграции образовательных программ с ведущими зарубежными программами, усиление интеграции между образованием и наукой, развитие многодисциплинарности и междисциплинарности — словом, использование всех преимуществ мегафакультета.

В сфере научной деятельности есть необходимость и в количественных, и в качественных изменениях: создание новых научных подразделений, создание и продвижение журналов департаментов в международных базах цитирования, включение в международные проекты и увеличение числа международных мероприятий, проводимых на базе университета.

Кадровое развитие факультета стало, пожалуй, самым обсуждаемым вопросом: равномерное распределение нагрузки, ресурсов и ответственности среди разных категорий сотрудников, привлечение и удержание талантливых молодых кадров в департаментах, развитие внутренних программ переподготовки кадров и кадрового резерва академических руководителей для образовательных программ факультета — в этом участники выразили редкое единодушие.

Участники форсайт-сессии определили наиболее значимые для факультета вызовы. Топ-5 из них: противоречие между целями «исследовательского университета» и необходимостью коммерческого результата «сейчас»; перегруженность «среднего класса» преподавателей; отсутствие фондов у бюджетных образовательных программ; исчерпание ресурсов открытого конкурса; сильная дифференциация оплаты разных категорий сотрудников. <...>

Также на форсайт-сессии был определен перечень трендов, которые способны в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе упростить или усложнить ответы на вызовы. Среди трендов, затрагивающих факультет, и глобальная конкуренция за абитуриента, и рост числа работающих студентов, и life-long learning, и изменение статуса преподавателя (с носителя знания на организатора процесса), и многое другое.

При этом часть трендов скорее помогает поиску ответов на вызовы, стоящие перед факультетов, а часть — усложняет. Так, трендом с самым сильным негативным влиянием была признана несистемность и бюрократизированность государственной образовательной политики, ее изменчивость и противоречивость, создающая барьеры на пути стратегического планирования деятельности факультета. С другой стороны, изменение роли преподавателя, который скорее организует процесс обучения, чем является носителем экспертного знания, напротив, было отмечено как «позитивный тренд», упрощающий решение стоящих перед ФСН задач.

Оценки работы

Участники форсайт-сессии высоко оценили результаты проведенного мероприятия. Илья Локшин, доцент департамента политической науки, академический руководитель образовательной программы «Политология»: «Я впервые участвовал в форсайт-сессии, и мне было очень интересно познакомиться с форматом. Оказалось, что это весьма увлекательное мероприятие — и в плане разнообразия задач, которые нужно выполнить, и в плане общения с коллегами. Было здорово видеть, как из разрозненных фрагментов складывается большая картина нашего общего видения возможностей и вызовов, стоящих перед ФСН».

Ординарный профессор и руководитель департамента социологии Александр Чепуренко отметил ценность форсайт-сессии не только для процедуры стратегического планирования, но и для будущей «дружбы» коллег факультета: «Мы увидели, что представители разных департаментов и поколений, многие из которых до этого были шапочно знакомы, дружно работали для достижения одной задачи. Произошло взаимное узнавание и притирка». <...>

Декан факультета Андрей Мельвиль: «Результаты форсайта — это начало, поиск «бутылочных горлышек» и вызовов, дальше — в рабочих группах, разрабатывающих ответы и решения, — будет еще интереснее! Но даже это начало работы было весьма захватывающим и крайне продуктивным для факультета. Поэтому, если мои коллеги-деканы сейчас находятся в поисках новых, эффективных инструментов развития, я рекомендую рассмотреть широкие возможности форсайта. Мы же тем временем выносим результаты на Ученый совет ФСН, приступаем к работе в рабочих группах и планируем следующий форсайт, целиком посвященный развитию науки на факультете».

Варвара Васильева, заместитель декана по науке и развитию факультета социальных наук
Дарья Присяжнюк, заместитель декана по учебной работе факультета социальных наук

Полная версия новости на портале НИУ ВШЭ