Евгений Куценко о китайском опыте управления инновационным сектором мегаполиса: кейс платформы Чжунгуаньцунь
В рамках работы над инновационно-производственным кластером Москвы сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний Евгений Куценко и Инга Иванова вместе с командой Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы в конце прошлой недели посетили Пекин с целью изучения опыта функционирования платформы Чжунгуаньцунь. Руководитель Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко описал впечатления от поездки в своем блоге.
Столица Китая является ведущим центром инновационного развития страны, что означает одновременно концентрацию субъектов инновационно-производственного процесса и их значительное разнообразие. «С высоты птичьего полета» инновационный ландшафт Пекина представлен следующими группами объектов:
- порядка 20 000 высокотехнологичных предприятий (ИТ, биомедицина, энергетика, охрана окружающей среды, новые материалы, аэрокосмическая промышленность и пр.) с общим доходом 1,59 трлн юаней (порядка 245 млрд долл. США) и 600 000 занятых в высокотехнологичных отраслях. Среди этих компаний большое количество филиалов крупных транснациональных корпораций (Intel, Microsoft, IBM, Panasonic и др.), более двух сотен из которых входят в список 500 крупнейших компаний мира;
- 68% общего числа компаний представлено ИТ-сектором (более 40% от общего объема продаж программного обеспечения и ИТ-услуг в Китае), в числе которых ведущие китайские бренды Baidu, Sohu, Sinosteel, Youku, Wumart, Xiaomi, Stone Group, Founder Group, Legend, Taiji, Nantian, Legend Group;
- 27 университетов, включая Пекинский и Цинхуа, и 62 национальные лаборатории;
- 16 высокотехнологичных парков, разного уровня и глубины специализации, общей площадью 488 кв. км, а именно: Сичэн, Дасин-Ичжуан (биотехнологии), Хайдянь, Фэнтай, Мэньтоугоу, (креативные индустрии), Чанпин (новые материалы, новая энергетика, оборудование, ИТ), Шуньи (новые транспортные средства, аэрокосмические технологии и полупроводники третьего поколения, ИТ и биотехнологии), Тунчжоу (микро-, опто- и автомобильная электроника, авионика, приборостроение, лазерная техника, оборудование с ЧПУ, печатное оборудование, медицинское оборудование, полупроводниковые материалы, оборудование для защиты окружающей среды и автозапчасти), Чаоян (ИТ), Хуайжоу (испытательный центр наноэлектронных материалов), Пингу (пищевая промышленность, производство высокотехнологичного оборудования и современная логистика), Яньцин (интеллектуальные бизнес-услуги, включая финансы и страхование), Миюнь (автомобильная отрасль, новые строительные материалы, продукты питания, ИТ и биомедицина), Фаншань (новые материалы нефтехимической отрасли), Дунчэн (цифровые медиатехнологии). На фотографиях, приложенных к посту, есть общий рисунок с расположением всех парков, а также макет одного из них, который нам удалось посетить.
Выбор между стихийным и планомерным типами развития в Китае не стоит, поэтому для инновационного сектора Пекина 13 марта 2009 года был выбран зонтичный бренд «Национальная инновационная демонстрационная зона Чжунгуаньцунь» (первоначально одна из улиц города, на которой концентрировался высокотехнологичный бизнес) и сформирована управляющая компания (Административный комитет). Годовой бюджет Административного комитета составляет порядка 14 млрд в пересчете на рубли, выделяется на реализацию трех важнейших задач:
- стимулирование кооперации между различными субъектами инновационно-производственного процесса, в частности высокотехнологичными парками (Фонд поддержки работы инновационной платформы; Программа управления исследовательской платформой больших данных; Фонд поддержки научно-технологичной сервисной платформы; Специализированный фонд биомедицинской импортно-экспортной сервисной платформы; Фонд поддержки создания оборонно-гражданской интеграционной сервисной платформы);
- международное сотрудничество, включая привлечение зарубежных талантов (Фонд поддержки международного сотрудничества и обмена в области инноваций; Фонд поддержки кооперации с зарубежными партнерами; Программа по интернационализации; Фонд поддержки участия предприятий в международных выставочных мероприятиях; Фонд поддержки организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность за рубежом; Фонд продвижения брендов; Фонд привлечения специалистов высокого уровня);
- коммерциализация и стимулирование стартапов (Фонд поддержки платформы продвижения развивающихся отраслей; Программа культивирования новой промышленности и передовых предприятий; Фонд поддержки расходов на исследования и разработки малых и микропредприятий научно-технологической сферы; Фонд содействия приобретению посреднических услуг малыми и средними высокотехнологичными предприятиями; Поддержка программы финансирования инноваций малых и средних предприятий; Специализированная программа трансфера технологий; Фонд содействия корпоративным патентам, технологическим стандартам, торговым маркам и брендам; Фонд поддержки бизнес-инкубаторов; Фонд содействия развития бизнес-ангелов и венчурных инвестиций; Программа, подразумевающая специализированную работу по демонстрации новых технологий и областей сотрудничества; Программа, подразумевающая создание и реализацию национальной оборонно-гражданской инновационной демонстрационной зоны).
Примером стимулирования кооперации является Инновационная платформа (полное название — Центр индустриализации и научно-технологических инноваций Чжунгуаньцунь), в рамках которой функционирует целый спектр горизонтальных рабочих групп, вовлекающих бизнес, государство, науку и образование в выработку совместных решений по следующим направлениям: финансирование исследований и разработок, привлечение и развитие талантов, государственные закупки, реализацию пилотных и демонстрационных проектов, строительство парковой инфраструктуры, развитие современных отраслей сферы услуг.
Примером выстраивания планомерного международного сотрудничества является сеть зарубежных представительств Чжунгуаньцунь (США, Канада Великобритания, Германия, Австралия, Япония и Финляндия). На практике главной целью интернационализации является привлечение ученых и стартапов в Китай, плотная работа уже ведется и с Россией (в частности, со Сколково). Закономерно, что китайцев интересуют не организационные инновации (бизнес-модели они и сами легко воспроизводят и, затем, выдавливают с местного рынка), а сугубо технологические.
Однако стимулированием взаимодействия и международным сотрудничеством роль Чжунгуаньцунь не ограничивается. Участникам Платформы предлагаются эксклюзивные меры поддержки (налоговые стимулы, специальный режим оборота объектов интеллектуальной собственности, субсидии) в целях стимулирования технологических инноваций, в частности посредством трансфера результатов научно-технической деятельности из университетов и научных организаций в высокотехнологичные компании. Меры поддержки объединены в программы: «1+4» и «1+6».
В рамках налоговой политики поощрения инноваций предлагаются налоговые вычеты (или ускоренная амортизация) для затрат на исследования и разработки и затрат на повышение квалификации сотрудников.
В Чжунгуаньцунь реализуется экспериментальная для Китая политика реформирования прав распоряжаться результатами научно-технической деятельности. Организациям центрального подчинения представляется возможность самостоятельно распоряжаться результатами научно-технологической деятельности стоимостью менее 8 млн юаней, а также распоряжаться 90% от дохода от реализации результатов научно-технологической деятельности суммарной стоимостью 8-50 млн юаней (доходы от реализации научно-технических достижений на сумму более 50 млн юаней передаются в центральную казну).
Еще одной институциональной эксклюзивной мерой является политика стимулирования прав акционеров. Представители научно-технического и управленческого персонала, которые вносят выдающийся вклад в инновационное развитие поощряются путем предоставления им акционерных прав и соответствующих дивидендов.
Примером субсидиарной поддержки инновационного развития является компенсация расходов на исследования и разработки. Например, малым научно-технологическим предприятиям, которым еще нет пяти лет с момента основания, штат которых составляет менее 100 человек, а выручка — менее 10 млн юаней (приблизительно 100 млн руб.) предлагается частичная компенсация расходов на исследования и разработки в зависимости от величины этих затрат в год:
- от 100 тыс. до 1 млн юаней, сумма возмещения составляет 5%;
- от 1 млн до 5 млн юаней, сумма возмещения составляет 100 тыс. юаней;
- выше 5 млн юаней, сумма возмещения составляет 200 тыс. юаней.
Обобщая впечатления, выделю преимущества единого подхода к управлению инновационным сектором мегаполиса.
Во-первых, это интенсификация международных связей за счет единого бренда, привлекающего инвестиции и таланты, специальных программ интернационализации, особенно важных для малых и средних технологических компаний. Наряду с этим Чжунгуаньцунь позиционирует себя как пилотная и демонстрационная зона для других регионов Китая, в том числе являясь площадкой для экспериментальных мер поддержки и институциональных инноваций.
Во-вторых, единая платформа не подменяет собой отдельные субъекты управления (в частности управляющие компании технологических и индустриальных парков), а содействует кооперации между ними. Так, менеджер управляющей компании одного из парков сообщил, что в системе оценки эффективности их работы заложены специальные показатели взаимодействия с другими парками. Кооперация подразумевает также и стимулирование отраслевой специализации в рамках отдельных парков и районов города. Безусловно, не всегда это возможно и целесообразно в силу исторического развития и наличия тесных межотраслевых связей, но тренд на повышение и углубление специализации налицо.
И, наконец, территориальная локализация и фокус на инновации позволяют разрабатывать и реализовывать эксклюзивные меры стимулирования технологических инноваций и формирования новых индустрий в городе (в том числе интеллектуальных и креативных услуг). Это особенно важно для Китая с учетом его национальных амбиций и жестких экологических требований к промышленности в Пекине.
Источник: фейсбук Евгения Куценко