Потребительские ожидания населения во II квартале 2018 года
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий потребительские ожидания населения во втором квартале 2018 года.
Эксперты Центра не выявили заметных изменений совокупных потребительских настроений российского населения во II квартале 2018 г. Сводный индекс потребительской уверенности (ИПУ) сохранил значение предыдущего квартала (-8%).
На протяжении предыдущих двух с половиной лет наблюдалась практически непрерывная тенденция постепенного улучшения ИПУ, хотя траектория индикатора не выходила за пределы зоны отрицательных значений. Учитывая ретроспективные результаты опросов, сложившееся значение ИПУ можно интерпретировать как близкое к «нормальному». Положительных (и весьма невысоких) значений индикатор достигал лишь несколько раз за почти двадцать лет проведения обследований, в 2007 и 2008 гг.
Стабильность ИПУ была обеспечена постоянством или минимальными разнонаправленными колебаниями его компонентов. Так, частный индекс ожидаемых изменений в экономике России вырос относительно предыдущего квартала на 1 п. п. до (+2)%, а аналогичный индекс фактических изменений снизился на ту же величину до (-8%). Индексы фактических и ожидаемых изменений личного материального положения респондентов не изменились, оставшись на отметках (-9) и (-2)%, соответственно.
Впервые за последние два с половиной года ухудшились экономические настроения всегда наиболее оптимистичной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет; значение ИПУ в этой группе респондентов снизилось относительно предыдущего квартала на 2 п. п. При этом в возрастной категории от 30 до 49 лет значение индикатора не изменилось, а в группе от 50 лет и старше оно выросло на 1 п. п.
Позиция России в рейтинге потребительской уверенности населения, включающем ряд европейских стран, где проводятся аналогичные обследования, несколько ухудшилась относительно предыдущего квартала: страна вновь переместилась ближе к концу списка. Однако радикальных перемен на протяжении последних лет не наблюдается: возглавляют рейтинг страны Северной Европы, замыкают — три традиционных «пессимиста» (Греция, Румыния и Болгария), а позиция России меняется в весьма ограниченном диапазоне относительно стран Восточной Европы.
Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тыс. человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.
Скачать бюллетень «Потребительские ожидания населения во II квартале 2018 года» (.PDF, 1,68 Мб)