Потребительские настроения населения в IV квартале 2018 года
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий потребительские настроения населения в четвертом квартале 2018 года.
Эксперты Центра выявили дальнейшее ухудшение совокупных потребительских настроений российского населения: индекс потребительской уверенности (ИПУ) в IV квартале 2018 г. снизился относительно значения предыдущего квартала на 3 процентных пункта (п. п.) до отметки (-17%).
Негативную динамику продемонстрировали четыре из пяти компонентов ИПУ. Заметно более пессимистическим стало отношение населения к изменениям, произошедшим в экономике России за последние три месяца. Соответствующий частный индекс снизился на 5 п. п. до отметки (-21)% — самого низкого значения за последние два года. Частный индекс изменений макроэкономической ситуации, ожидаемых в течение следующих двенадцати месяцев, потерял всего 2 п. п., однако этого было достаточно для того, чтобы его значение (-13)% опустилось до уровня результатов кризисного 2016 г.
Частный индекс фактических изменений личного материального положения респондентов также снизился на 2 п. п., но при этом не вышел за пределы диапазона колебаний последних двух лет. Аналогичный индекс ожидаемых изменений по абсолютной величине (-10)% превышал все остальные компоненты ИПУ даже после снижения на 4 п. п. Индекс благоприятности условий для крупных покупок стал единственным компонентом ИПУ, показавшим небольшое улучшение относительно предыдущего квартала, оставшись при этом в глубине зоны отрицательных значений (-25%).
Усиление пессимизма наблюдалось в двух из трех возрастных категорий респондентов: значение ИПУ для групп населения от 30 до 49 лет и старше 50 лет снизился относительно предыдущего квартала на 4 и 3 п. п. до (-17) и (-19)%, соответственно. В то же время относительно позитивные сигналы были получены от молодежи (в возрасте до 30 лет): в этой группе индекс прибавил 1 п. п., хотя и сохранил отрицательное значение (-9%).
Позиция России в рейтинге потребительской уверенности населения, который включает ряд европейских стран, проводящих аналогичные обследования, не изменилась. По сравнению с предыдущим кварталом ухудшились экономические настроения потребителей практических во всех странах ЕС, особенно заметно во Франции, где ИПУ снизился на 7 п. п. и сравнялся с российским результатом. При этом сохранилось традиционное распределение позиций рейтинга, который по-прежнему возглавляют страны Северной Европы, а замыкают Румыния, Болгария и Греция.
Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тыс. человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.