• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Чеклист для тех, кто хочет управлять наукой

По итогам Дня открытых дверей магистерской программы ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» собрали о ней главное из ответов руководителей, преподавателей и партнеров. Этот список может послужить своего рода чеклистом для тех, кто рассматривает для себя карьеру в науке и готов возглавить процессы, связанные с передовыми исследованиями и разработками.

Видеозапись Дня открытых дверей:

Учебный процесс будет сочетаться с исследовательским?

Вышка носит статус исследовательского университета, и данная программа создана на базе ее самого крупного научного подразделения — Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ). Многие студенты Вышки и учащиеся программы участвуют в проектах ИСИЭЗ в формате оплачиваемой стажировки. У тех, кто готов более плотно погрузиться в исследования, в конце обучения к диплому может прилагаться минимум одна научная статья (по статистике, 80% публикаций ИСИЭЗ издаются в журналах из верхних квартилей). Программа дает возможность представлять результаты исследований на международных форумах, сам ИСИЭЗ дважды в год (в апреле и ноябре) организует академические конференции по форсайту и научно-технической и инновационной политике.


Леонид Гохберг, первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Леонид Гохберг, первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Мы поощряем участие наших студентов в исследовательских проектах. Ежегодно в них участвуют на платной основе порядка 60 учащихся. Студенты, заинтересованные в исследовательской карьере, остаются работать в НИУ ВШЭ или развиваются дальше, поступая в аспирантуру. Есть варианты стажировок и практик в крупных компаниях, государственных ведомствах, международных организациях».


Дирк Майснер, академический руководитель магистерской программы

Дирк Майснер, академический руководитель магистерской программы: «Вы будете изучать не только теорию, но и как ее использовать на практике. Всё, что вы узнаете на лекции, применимо в проектной работе или конкретных кейсах. В то же время вам предстоит писать академические работы. Отличие университета от бизнес-школы в том и состоит, что компетенции учащихся университета, как считается, позволяют самостоятельно прорабатывать тему и формулировать исследовательский вопрос. Это на самом деле большой вызов. В бизнес-школе исследуют заданную проблему, здесь же вы сами ее находите и объясняете, в чем её суть. Это намного сложнее».

Есть ли приоритетные направления подготовки с точки зрения перспектив поступления на программу?

Современные исследования не вмещаются в линейные рамки «старых» классификаций отраслей науки, поэтому данная программа изначально задумана как комплексная и междисциплинарная. На нее поступают люди с дипломом медицинского вуза, математики, даже композиторы. Обучение в смешанной команде дает важный опыт взаимодействия в инновационной среде.

Дирк Майснер: «Это заметно по тому, как и каких студентов мы принимаем на программу: не ориентируемся на определенное образование или диплом, но собираем разные образовательные треки в группе. В мультидисциплинарной команде намного интереснее работать над проектами или заниматься исследованиями. В будущем вы непременно столкнетесь с контекстом разных бэкграундов и типов мышления. Отработать возможные ошибки лучше при обучении, чем в профессиональной карьере».

Какой теоретический и практический багаж дает программа?

Образовательный контур программы включает три главных направления:

  1. Количественные измерения в сфере науки, технологий и инноваций. Управлять этой сферой, то есть воздействовать, оценивать эффекты этих воздействий, следить за динамикой развития нельзя без опоры на статистику. Умение оперировать индикаторами абсолютно необходимо для работы в государственных органах, институтах развития, исследовательских или коммерческих организациях.
  2. Анализ научно-технической и инновационной политики. Сектор исследований и разработок относится к сложным многоуровневым системам, которые включают элементы разного масштаба (как то страны, регионы, корпорации, средние и малые организации, инновационными акторами также могут быть граждане), которые по-разному взаимодействуют между собой, объединяются в формате кластеров, сетей и пр. Для работы на всех этих уровнях нужны свои инструменты и методы оценки управленческого воздействия.
  3. Долгосрочное прогнозирование (форсайт) и стратегическое планирование. Инструменты форсайта позволяют выявить перспективные направления развития секторов экономики, регионов, компаний. Без прогнозов нельзя сформировать корпоративную или государственную стратегию, понимать инновационную повестку и успешно вписаться в спрос на рынке труда.

Леонид Гохберг: «Программа устроена таким образом, что студент может подбирать для себя вариативные наборы курсов, ориентируясь на свою сферу интересов и будущую карьеру в госсекторе или компании. Но важно, что человек, который работает в госсекторе, должен понимать, как устроен корпоративный бизнес, а человек из компании должен понимать, как устроена государственная политика в этой сфере».

Дирк Майснер: «Что такое инновации? Как превратить идею в экономически выгодное решение, приносящее доход? Вроде, звучит просто, но только 1-2% идей доходят до успешной реализации. Чтобы вывести идею на рынок, потребуется системное мышление, структурированный креативный подход. Это то, что мы называем “форсайт” и долгосрочное стратегическое планирование. Лишь имея долгосрочный план, компании могут иметь устойчивый успех. И поскольку компании существуют и ведут свой бизнес в определенных условиях, в том числе финансовых и законодательных, которые складываются под влиянием различных факторов научно-технической и инновационной политики, важно также разбираться в ее общем контексте и инфраструктуре. Очень интересная тема — инструменты, индикаторы измерения в сфере науки, технологий и инноваций. Оценивать эту сферу можно в разных разрезах, например, на уровне стран, сопоставляя уровень их инновационного развития (Швейцария тут сейчас безусловный лидер), или компаний (чтобы оценить идею или эффективность реализации инновационного проекта, нужны уже другие индикаторы). На программе мы будем разбирать инновационные стратегии, методы управления инновационными проектами и конкурентного анализа, также изучаем инновации со стороны экономики, измерений и форсайта.

В качестве курсов по выбору можно выбрать финансирование инноваций, корпоративное предпринимательство, региональную научно-техническую и инновационную политику. На втором году обучения у студента уже формируется индивидуальная образовательная траектория — среди обязательных курсов остаются только научно-исследовательский и проектный семинары. P.S. При желании, студенты могут на них представить свои идеи, проработать их до бизнес-плана и вынести на защиту перед комиссией. Мы поддерживаем все инициативы студентов по выбору практики, проходить стажировку можно будет как по месту работы, так и в любой инновационной компании».

Международные связи, перспективы, признание?

Обучение на программе ведется полностью на английском языке. Более четверти занятий проводят зарубежные преподаватели. Благодаря широкой сети партнеров ИСИЭЗ по всему миру, увлеченные наукой студенты могут выехать за рубеж на стажировку или учебу в рамках программ двойных дипломов.

Дирк Майснер: «На программе преподают 11 иностранных преподавателей — отличное соотношение с местными профессорами. Мы стремимся как можно больше студентов направить за рубеж: опыт жизни в другой стране как ничто иное проявляет уровень личностной и социальной зрелости. И, конечно же, этот опыт обогатит ваше резюме и поможет в будущей карьере.

Мы предлагаем программы двух дипломов: по их окончании студент может получить не только диплом ВШЭ, но еще и партнерского вуза — Технического университета Берлина, Сеульского национального университета (СНУ), Политехнического университета в Турине, Университета Маастрихта. В каких-то случаях со вторым дипломом вы получаете еще одну квалификацию: например, можете стать магистром инженерных наук, окончив программу двух дипломов с Сеульским национальным университетом. Пусть не целый год, но один семестр стоит поучиться в зарубежном вузе, у нас еще есть краткосрочные программы с Ближневосточным техническим университетом, Университетом Бремена, СНУ. На подходе еще три новых соглашения — с вузами Токио, Утрехта и Пекина. Призываю внимательно изучить широкий спектр возможностей учебы по обмену и воспользоваться всеми преимуществами, которые дает программа.

Сейчас она проходит процедуру аккредитации Европейского фонда развития менеджмента (EFMD), признанной лучшим в Европе сертификатом качества образовательной программы в сфере менеджмента». 

Какие качества важны для поступления на программу и для управленческой работы по ее профилю?

Для учебной и профессиональной деятельности в такой сфере важен микс теоретических или специальных знаний (hard skills) с мягкими или гибкими навыками (soft skills).

Несколько советов от работодателей:


Наталья Ямрос, начальник отдела развития персонала Агентства инноваций Москвы

Наталья Ямрос, начальник отдела развития персонала Агентства инноваций Москвы: «Мы провели небольшой аудит, какие навыки было бы важно увидеть в выпускниках: навыки коммуникации, self-management и управление командой. Мы как проектный офис всегда работаем в сжатые сроки, и здесь важно и справляться с дедлайнами, и управлять своими эмоциями, видеть не только свою задачу на короткий промежуток времени, но всю картинку целиком, развивать системное мышление; кроме чтения литературы, необходимо развивать свою насмотренность. Чем больше у вас будет возможностей участвовать в исследовательских программах и стажировках во время обучения, тем сильнее будут ваши гибкие навыки. Именно soft skills делают отличного выпускника отличным специалистом, высокооплачиваемым и востребованным на рынке. Чем выше вы на карьерной лестнице, тем больше гибких навыков вам необходимо, и чуть меньше потребность в фундаментальных знаниях».


Анастасия Юрлова, руководитель направления привлечения и отбора талантов Сбербанка

Анастасия Юрлова, руководитель направления привлечения и отбора талантов Сбербанка: «Сбербанк — крупнейший банк России. Мы всегда в поисках новых компетенций и сотрудников нового типа. Мы переопределили для себя, кого мы ищем и почему: прежде всего экспертов из инновационных лабораторий и форсайтеров, команды с новыми компетенциями в противовес сложившимся в иерархической культуре. У нас есть новые профессии, такие как Agile-коучи и трансформационные лидеры, эти специалисты помогают собственникам организовать работу более эффективно.

Герман Греф недавно представил концепцию идеального сотрудника Джона, о котором мечтают все работодатели. Главное его качество — мастерство исполнения. Нам нужен тот, кто достигает любой цели, при этом не вязнет в оправданиях, вопросах, объяснениях, почему то или это не сработает, в общем, человек, который делает свое дело наилучшим образом.

Еще важные для нас качества: внутренняя мотивация, активная жизненная позиция, гибкость и стрессоустойчивость, непредубежденность, готовность к сотрудничеству и умение управлять своей энергией.

Что касается компетенций лидера, то мы их представляем в виде пирамиды, в самом низу которой — профессиональные навыки (hardskills), которые вырабатываются в ходе длительной реактивной адаптации. В центре — softskills + компетенции 2020. Это уровень предиктивной (прогнозной) адаптации. На самом верху пирамиды — преадаптация, то есть умение еще на этапе поисков тренда приспосабливаться к его проявлению, — те самые компетенции Джона.

Идеальный менеджер — это тот, кто 1) развивается сам, 2) создает благоприятную производственную атмосферу, 3) делегирует».

Как поступить на программу? 

По итогам конкурса портфолио, которое оценивается по трем основным критериям: мотивация (40 баллов), образовательный бэкграунд и личные достижения (40 баллов), знание английского языка (20 баллов).

Дирк Майснер: «Как подготовиться к поступлению? Собрать документы, прийти на интервью и вести себя нормально. Постарайтесь продемонстрировать уровень владения английским и позаботьтесь о полноте портфолио: соберите все дипломы, сертификаты, публикации, представьте свои достижения под углом профиля программы. Подумайте, что выделит вас среди других кандидатов? Избегайте общих фраз о ВШЭ и программе, лучше своими словами четко объясните, зачем вы сюда поступаете. Нет смысла притворяться — в комиссии сидят опытные люди, просто будьте собой. Мы за разнообразие, против ограничений по религиозному, половому или иному признаку. Отношение ко всем абитуриентам и всем студентам у нас одинаковое. При приеме особое внимание мы уделяем мотивации кандидата. Почему именно эта программа? Важно нас убедить, что ее выбор единственно верный для вас и вашей будущей карьеры».

В ходе консультационной сессии преподаватели рассказали, как подготовить более успешное портфолио, какие ошибки абитуриенты обычно допускают, как проходит собеседование. Студенты-первокурсники поделились советами и инсайтами по обучению на программе. Все абитуриенты могли индивидуально побеседовать с преподавателями и потенциальными работодателями из партнерских организаций.

Приемная кампания-2019 стартует 20 июня.

См. также:

Все фотографии мероприятия

Подготовила Джамиля Абузярова