• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потребительские настроения населения во II квартале 2019 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий потребительские настроения населения во втором квартале 2019 года.

Эксперты Центра отметили, что во II квартале 2019 г. продолжилось постепенное восстановление совокупных потребительских настроений российского населения после их резкого ухудшения в конце предыдущего года. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) вновь вырос на 1 п. п. относительно параметров предыдущего квартала и достиг отметки (-15%), что практически соответствует среднему долговременному уровню данного индикатора за всю двадцатилетнюю историю его расчета.

Улучшились, хотя и в разной степени, все компоненты ИПУ. Частные индексы фактического изменения экономической ситуации в стране и личного материального положения респондентов увеличились на 1 п. п. каждый, а аналогичные индексы, измеряющие ожидаемые изменения в течение следующих двенадцати месяцев, прибавили по 2 п. п. Несмотря на позитивную коррекцию, и сам ИПУ, и его компоненты пока еще далеки от своих значений, зафиксированных в период заметного снижения пессимизма потребительских настроений в начале 2018 г.

Менее пессимистичные настроения выявлены во всех возрастных категориях респондентов. При этом ИПУ в старшей возрастной страте (от 50 лет и старше) повысился на 3 п. п. до (-19%), а в группах молодежи (до 30 лет) и лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 1 п. п. до (-11) и (-16%), соответственно. Таким образом, при сохранении традиционного распределения потребительских настроений населения по возрасту (чем старше участники опроса, тем чаще они дают негативные оценки) разрыв в величине ИПУ между группами среднего и старшего возраста сократился до минимума.

В рейтинге европейских стран, составленном на основе значений индекса потребительской уверенности, Россия традиционно занимает третье место с конца, превосходя Грецию и Болгарию.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тыс. человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.

Скачать файл (PDF, 1,67 Мб)

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований