Динамика отраслевой специализации регионов России
В прошлом году исследователи стартовали с раздела в аналитическом докладе НИУ ВШЭ «Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка», в этом — продолжили статьей в журнале «Вопросы экономики». Данная статья продолжает исследовательскую повестку изучения отраслей региональной специализации.
В настоящей статье Евгений Куценко и Ярослав Еферин рассчитали отрасли специализации для всех регионов России за период 10 лет. Это позволило помимо выявления статических типологий регионов (агломерации — много отраслей специализации с высоким уровнем развития, диверсификация — много отраслей с невысоким уровнем развития, дифференциация и нишевое развитие) перейти к анализу динамики отраслевого развития.
Интуитивно можно выделить четыре типа развития отрасли во времени: возникновение, усиление, угасание и исчезновение. Однако сложность состоит в том, что в рамках одного региона разные отрасли могут реализовывать различные сценарии развития. Поэтому, когда мы переходим от отрасли к региону, правильнее говорить о структурных моделях, различающихся набором синхронно реализующихся сценариев отраслевого развития (например, «возникновение» и «угасание»). Такой переход позволил исследователям классифицировать регионы, исходя из количества таких сценариев: от отсутствия каких-либо изменений в отраслях специализации до изменений сразу по всем четырем модальностям.
Такой разворот позволил обнаружить несколько интересных фактов. Для примера можно привести несколько выдержек из разных частей статьи:
Анализ карты структурных изменений в субъектах РФ позволил нам предположить, что интенсивность этих процессов обусловлена степенью близости к городам-миллионникам или регионам, в которых они располагаются... :
1. 75% регионов с городом-миллионером с разной степени интенсивности трансформировалось по модели „возникновение-исчезновение“ и ни один из регионов этой группы не избежал структурных изменений;
2. более 80% регионов с наибольшим масштабом структурных изменений (модели с тремя и четырьмя сценариями отраслевого развития) граничат с регионами с городом-миллионером;
3. в 30% регионах, не граничащих с регионом с городом-миллионером, не произошло структурных изменений за прошедшие десять лет.
Другим важным параметром с точки зрения социально-экономического благополучия региона является чувствительность секторального профиля регионов к структурным изменениям. Например, в случае Москвы, у которой в 2015 году выявлены 15 отраслей специализации, с 2005 года появилось и выпало из этого круга только две индустрии, иными словами, структурные изменения затронули лишь 13% отраслевого портфеля. Напротив, в Липецкой области, имеющей 5 отраслей специализации, структурные изменения коснулись трех из них, то есть отраслевой профиль преобразовался на 60%.
Примечательно, что на территориях присутствия города-миллионника зафиксированы более низкие темпы экономического роста, чем в областях, которые к ним примыкают. Возможно, наблюдаемые различия вызваны эффектом низкой базы. При этом нет оснований полагать, что успех догоняющего развития связан напрямую со структурными изменениями: третья группа территорий, удаленная от городов-миллионников и характеризующаяся низкими масштабом и интенсивностью структурных изменений, практически столь же активно догоняет первую по уровню экономического развития. Наши предварительные выводы контринтуитивны: структурные изменения не связаны с темпами экономического роста в регионах.
Применительно ко всем российским регионам структурные изменения за период 2005-2015 гг. затронули в первую очередь отрасли традиционных производств и услуг, а также высокотехнологичной промышленности... Интеллектуальные и креативные сервисы характеризуются меньшим масштабом изменений и в целом большей неравномерностью распределения среди субъектов РФ. Появление и усиление этих секторов наблюдается главным образом в регионах первой группы (территории с городами-миллионниками).
Вдохновившись Броделем и Валлерстайном, авторы статьи вводят понятия «воронки», «потока» и «тихой гавани», которые описывают типы регионов с разным характером структурных изменений, а также приводят ряд рекомендаций по совершенствованию подходов к пространственному развитию страны.