Определение границ цифровой экономики
Международная конференция «Цифровая повестка для статистики: оперативность, качество и открытость» была организована 14–15 ноября 2019 г. Федеральной службой государственной статистики совместно с Российской ассоциацией статистиков.
Видеозапись выступления Леонида Гохберга
Первейший вопрос для статистиков при оценке цифровой сферы
Когда возникает некое новое явление, в которое государство, население и бизнес инвестируют значительные ресурсы, первейший вопрос, на который ищет ответ статистика, — это оценка его вклада в экономический рост и рост благосостояния общества, сказал Леонид Гохберг. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ предложили операциональное определение: «цифровая экономика — это совокупность видов деятельности, связанных с созданием, распространением и использованием цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг» и на этой основе разработали методику расчета затрат на нее.
«Как показали наши оценки, по итогам 2018 года объем внутренних затрат на развитие цифровой экономики в России приближается к 3,8 трлн рублей. Причем, — подчеркнул Леонид Гохберг, — население тратит на цифровую экономику примерно столько же, сколько тратит бизнес».
Подробнее результаты этого исследования представлены в материале «Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2018 г.».
О цифровых вызовах для статистики
Повестка цифровой экономики не должна ограничиваться разработкой цифровых технологий и созданием цифровых продуктов и услуг, которые обычно выступают главными объектами внимания и государственного регулирования в России и в других странах, отметил Леонид Гохберг. Речь идет о гораздо более широком круге вопросов, как то: появление новых бизнес-моделей, каналов коммуникации, культурные трансформации, изменения поведенческих практик и самого образа жизни людей. Эти новые явления тесно переплетены друг с другом, и при их оценке традиционные статистические наблюдения, ориентированные либо на домохозяйства, либо на население, либо на предприятия, перестают работать, поскольку подчас невозможно отделить цифровые технологии, покупки товаров и услуг, например, от бизнес-моделей.
Далеко не все аспекты цифровой экономики поддаются статистическому наблюдению, что порождает еще один важный вызов, связанный с использованием новых инструментов и новых источников данных. В поле статистики все заметнее входят большие данные, производимые административными органами и коммерческими организациями, иначе говоря формальными структурами, а также неформальными игроками и платформами. Для изучения поведения многочисленных акторов цифровой экономики в статистическое наблюдение повсеместно интегрируются социологические инструменты.
Выступление перед участниками панельной дискуссии Леонид Гохберг завершил вопросом: сможет ли статистика при оценивании цифровой экономики выполнить свою миссию, связанную с формированием и представлением обществу комплексной целостной и объективной модели социально-экономических процессов? Как следовало из выступлений участников, в мире пока нет единой линейки и подходов к измерению данной, весьма новой, сферы, и ведущие статистические службы продолжают поиск и унификацию определений, разработку подходов к оценке границ и динамики цифровой экономики.
В обсуждении этих вопросов приняли участие Ким Андреассон, консультант Всемирного банка; Екатерина Прокунина, директор департамента статистики Центрального Банка РФ; Андрей Косарев, заместитель председателя Межгосударственного статистического комитета СНГ; Антон Косьяненко, директор департамента аудита экономического развития и инноваций Счётной палаты РФ; Юрий Шокаманов, заместитель директора департамента статистики Евразийской экономической комиссии.
Для иконки к статье использован дизайн monkik с сайта flaticon.com