• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в сфере ИТ-услуг в 2019 году улучшился

Такой вывод следует из анализа результатов опросов руководителей более 600 ИТ-организаций в 30 субъектах РФ, проведенного заместителем директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инной Лолой в рамках очередного этапа лонгитюдного исследования «Конъюнктурный мониторинг делового климата, экономических настроений и цифровой активности в экономике России».

Детальные результаты работы представлены в бюллетене «Деловой климат организаций сферы информационно-технологических услуг в 2019 году».

Скачать файл (PDF, 2,7 Мб) 

Предыдущий выпуск

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований

Детали исследования

В 2019 г. 63% участников опроса против 57% в прошлом году охарактеризовали сложившийся деловой климат для развития информационных технологий в России как благоприятный и/или скорее благоприятный; противоположное мнение выразили 21 против 29%.

Главный индикатор исследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ)* в сфере информационно-технологических услуг — по итогам 2019 г. вырос по сравнению с 2018 г. на 5 п.п. до (+8%). Такое значение индикатора стало лучшим результатом как минимум за последние 5 лет наблюдений.

В 2019 г. в ИТ-сегменте произошел перелом негативной динамики большинства показателей, характеризующих состояние делового климата. Депрессивные оценки респондентов, преобладающие в течение 2018 г. и предшествующих периодах, существенно сократили свой масштаб, что привело к кардинальному обновлению многих отраслевых трендов.

Вместе с тем, несмотря на общую атмосферу роста деловой активности, экономическое положение организаций укрепилось относительно 2018 г. незначительно: баланс оценок изменения данного показателя показал рост только на 1 п.п. и вышел на отметку (+3%). Только 8% участников опроса оценивали сложившееся экономическое положение в своих компаниях «выше нормального» уровня — вдвое больше респондентов придерживались противоположного мнения, а 75% вообще не отметили факт изменений.

Анализ технологических ориентиров с точки зрения востребованности различных цифровых решений со стороны предприятий промышленности, а также организаций строительства, торговли и финансовой сферы с высоким и средним уровнем спроса на услуги в области разработки цифровых технологий показал выраженный отраслевой разброс, свидетельствуя об эскалации процессов цифрового развития ИТ-организаций.

Лидирующие позиции среди указанных видов деятельности по охвату спроса на технологии заняли организации финансовой сферы и торговли. При этом финансовый сегмент показал абсолютное доминирование по спросу в области разработки технологий Big Data и аналитики; блокчейн-решений; облачных сервисов; искусственного интеллекта (ИИ) в части нейронных сетей и машинного обучения; программ для внедрения ИИ и чат-ботов.

Торговые организации, несмотря на дистанцированность от лидера, стабильно следовали за ним, демонстрируя по ряду технологий не только высокую сопряженность, но и доминирование. Минимальный разрыв с организациями финансовой сферы зафиксирован по востребованности разработок мобильных приложений; сайтов; технологий информационной безопасности; интеллектуальных систем видеоаналитики, а также аналогов зарубежного ПО в сегментах B2G и B2B. Одновременно максимальная потребность ритейлеров оказалась в части распространяющихся в этой сфере технологий 3D-печати; Интернета вещей; дополненной и виртуальной реальности; автоматизации бизнеса.

Промышленные и строительные организации в оценках респондентов ИТ-организаций характеризовались более скромным спросом на услуги, однако, несмотря на некоторый отрыв от сферы финансов и торговли, потребность в разработке отдельных технологических решений у них находилась на том же уровне, что и у лидеров, а иногда и выше.

В промышленности особенно явно обозначенные тенденции прослеживались по технологиям Big Data и аналитики (опередив торговлю и заняв второе место после финансовых организаций); информационной безопасности; 3D-печати; интернета вещей; аналогов зарубежного ПО в сегментах B2G и B2B.

Строительные организации, будучи по мнению респондентов выраженными аутсайдерами в сравнении с остальными тремя сегментами, характеризовались слабым, но все-таки преобладающим спросом к разработке зеленых технологий и платформ для беспилотных автомобилей и дронов.