Александр Соколов о профессорах будущего
Новый сезон подкаста «По статистике», который создают студенты Высшей школы экономики с отделом научных коммуникаций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, открывается выпуском «Профессора будущего». Его герой — директор Форсайт-центра и заместитель директора ИСИЭЗ, ординарный профессор Высшей школы экономики Александр Соколов — делится своим почти тридцатилетним опытом изучения будущего и рассказывает о главных инструментах и практиках форсайт-исследований.
ПОСЛУШАТЬ ПОДКАСТ
В ПОДКАСТЕ ЗВУЧИТ ЦИТАТА ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА
Кто такой Герберт Уэллс? Что за цитата?
ТАЙМКОДЫ ЭПИЗОДА
открыть:
7 ТЕЗИСОВ О ФОРСАЙТЕ
Форсайт и классическое прогнозирование
Люди пытались прогнозировать всегда. Если речь шла о прогнозировании неких индикаторов, строили какие-то большие модели. Но оказалось, что эти модели, как правило, не работают. Во-первых, модели — это всегда упрощение; во-вторых, всегда строятся для существующих ситуаций или для вчерашнего дня. После определенного разочарования в прогнозировании в классическом смысле слова (по-англ. forecast) возник форсайт (по-англ. foresight «взгляд в будущее»).
Суть форсайта
Форсайт исходит из следующих предпосылок: во-первых, возможных вариантов будущего много, и выбор оптимального зависит от действий людей. Во-вторых: чтобы лучше представлять варианты будущего, нужно привлекать различных стейкхолдеров, то есть людей, которые в первую очередь лучше всего разбираются в той или иной области, во вторую — от кого в этих областях зависит принятие решений. Собравшись вместе, стейкхолдеры определяют и договариваются о том, какой вариант будущего наиболее предпочтителен и разделяем всеми, а дальше важно выстроить систему мер по достижению этого варианта будущего.
Методы исследований будущего
Существуют десятки методов форсайта. «Любой метод, который окажется нужным и полезным, можно встраивать в форсайт-исследование». Наглядную категоризацию методов в виде так называемого «форсайт-ромба» предложил Рафаэль Поппер, исследователь из Университета Манчестера и Технического исследовательского центра Финляндии VTT. Первый угол образуют методы работы с экспертами (экспертные опросы по методу Дельфи, экспертные панели, мозговой штурм, др.). Второй — методы активизации креативности участников, включая работу с научной фантастикой, «джокерами», или wild cards, формирование сценариев. Третий — методы побуждения к общению друг с другом, стимулирование интерактивности. Четвертый — методы, обеспечивающие доказательность результатов форсайт-исследований.
Горизонты прогнозирования
«Форсайт начинается с того момента, когда заканчивается планирование. То есть, вы планируете на год, на два, а начиная с третьего года — это уже в какой-то степени форсайт. Горизонт форсайт-проектов обычно 5-10-15 лет, иногда — 20, бывают прогнозы очень общего характера до 2100 года. Для каких-то быстро меняющихся областей, как ИТ, горизонт прогнозирования ближе; для таких областей, как энергетика, где перемены происходят довольно медленно, горизонт более длинный».
Как стать форсайт-исследователем?
Для этой работы не столь важно, по какой дисциплине диплом, важнее уметь следить за трендами. «Конечно, хорошо иметь образование в области естественных наук, математики. Я сам по образованию математик, моя диссертация была посвящена теории вероятностей, математической статистике. В Форсайт-центре многие с экономическим образованием».
Задумываться о будущем. Зачем?
Строя планы на будущее, человек увеличивает вероятность того, что его жизнь будет счастливее и успешнее. О будущем желательно думать системно, расширять горизонт планирования (его сроки), спектр направлений (дом, семья, работа и др.) и включать в планы всех значимых стейкхолдеров (близких, друзей, людей, с которыми вы работаете, др.). «Если вы будущим не интересуетесь, оно заинтересуется вами. И может в негативном смысле».
Портфель компетенций востребованного специалиста будущего
а) безусловная способность постоянно учиться и переучиваться, осваивать новые сферы деятельности, быть готовым даже к радикальным переменам в карьере;
б) навыки анализа, логического мышления, работы с данными, в частности с Big Data;
в) безупречное владение русским языком: «Очень многие утрачивают навык владения русским языком. А это ключевой момент, который будет человека отличать от машины, если искусственный интеллект будет вытеснять людей из все больших видов деятельности»;
г) владение несколькими иностранными языками (кроме английского, желательно знать китайский).
НАД ПОДКАСТОМ РАБОТАЛИ
Открыть:
ГДЕ УЧАТ ФОРСАЙТУ?
Программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций»