• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Эксперты ВШЭ: в связи с пандемией интерес к новым профессиям возрос

Эксперты ВШЭ: в связи с пандемией интерес к новым профессиям возрос

© iStock

Участники очередного семинара Института образования ВШЭ обсудили перспективы появления новых профессий и трансформации уже существующих. О проекте «Атлас профессий будущего» рассказала Галина Волкова – младший научный сотрудник отдела исследований человеческого капитала Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ.

Атлас профессий будущего был подготовлен ИСИЭЗ в 2019 году и посвящен компетенциям, наиболее востребованным на рынке труда и требующим квалификации магистерского уровня. Информацию об атласе и некоторые его фрагменты можно найти на сайте института, полная версия выпущена в бумажном виде (в частности, в интернет-магазине «Лабиринт» у издания довольно высокий рейтинг). Предтечей атласа стал проект «25 профессий будущего, к которым готовит ВШЭ», приуроченный к 25-летию университета.

Перечень профессий будущего, включенных в атлас, был сформирован исследователями на основе множества факторов, в числе которых – анализ больших данных, экспертные оценки, влияние трендов научно-технологического развития и другие. Атлас содержит описания не только профессий, но и задач, к решению которых могут привлекаться их представители, драйверов, определяющих рост спроса на профессии, барьеров, ограничивающие этот рост, «видимость» профессий в медиа, их оценки со стороны рынка, рассказала Галина Волкова. Названы магистерские программы ВШЭ, которые являются релевантными для получения тех или иных профессий.

По мнению Галины Волковой, новые профессии возникают как ответ рынка труда на технологические и глобальные тренды. При этом уже существующие профессии не могут остаться нетронутыми – они трансформируются и видоизменяются. Характерный пример – когда просто физик становится физиком наноструктур и наноматериалов. То же самое касается экономистов, лингвистов и представителей других специальностей.

Еще один вывод исследователей заключается в том, что классическое разделение на технарей и гуманитариев во многом уходит в прошлое. Казалось бы, у специалиста по кибербезопасности должны превалировать технические компетенции, но ведь ему необходимо понимание психологии тех, с кем он борется, аккуратность при работе с кодом и другие «гибкие» компетенции. Куратор мультимедийных выставок, работающий в довольно консервативной музейной среде, должен владеть мультимедийными технологиями, уметь представлять данные на различных платформах, а для этого нужно разбираться не только в гуманитарных науках. Сейчас, когда многие выставки переходят в онлайн, эти компетенции особенно актуальны.

Несмотря на то, что авторы атласа рассказывают о профессиях, Галина Волкова признает, что само понятие профессии уходит в прошлое, поэтому уместно говорить скорее о наборе компетенций в разных отраслях. В ходе дискуссии это подтвердил и ординарный профессор ВШЭ Виктор Болотов. По его мнению, хедхантеры все больше обращают внимание на «мягкие» навыки, а в вузах набирают популярность программы Liberal Arts, дающие максимально широкое образование без конкретной специализации.

"Черный лебедь" может прилететь в любой момент, и тогда любые наши прогнозы окажутся неактуальными

По оценке Галины Волковой, в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации интерес к теме новых профессий возрос, лишний раз подтверждена необходимость их изучения. Давняя дискуссия о том, какие сотрудники могут оказаться не у дел в XXI веке, как автоматизация и цифровизация повлияют на рынок труда, как профессии трансформируются в результате глобальных изменений, разгорелась с новой силой.

«Мы видим огромнейшие сдвиги, интересные для исследований и связанные с реакцией рынка труда на пандемию, – отметила Галина Волкова. – Даже те сферы, которые сопротивлялись цифровизации и гибким формам организации труда, вынужденно на них переходят. Уже появились интересные прогнозы, какие профессии «переживут» пандемию, а какие останутся за бортом».

Планируется второе издание Атласа профессий будущего, где больше внимания будет уделено профессиям, связанным с общественными и гуманитарными науками, цифровым, а также техническим профессиям, возникающим в ответ на новые вызовы.