Четвертый закон робототехники: машины будут выбирать за нас одежду, технику, продукты
«Цвет автомобиля может быть любым, если он черный», – легендарная фраза Генри Форда снова может стать актуальной. Одним из последствий пандемии окажется возвращение суверенитета производителю. На заводах и фабриках решат, какого фасона нам нужна одежда, обувь, какие характеристики техники необходимы потребителю. В мире, где клиент был всегда прав, назревают перемены, предупреждает директор центра научно-технического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок в интервью «Российской газете».
«После окончания пандемии в экономике произойдет несколько важных изменений, – рассказывает Александр Чулок. – Компаниям будет трудно получить долгосрочные кредиты под низкие проценты, при этом возникнет необходимость перестраивать многие бизнес-процессы под новую реальность. Возникнет потребность снизить себестоимость продукции, в том числе за счет ее унификации. В то же время и потребители начнут более рационально подходить к своим тратам, отказываясь от излишеств. Естественным итогом этих процессов – по крайней мере, на пару ближайших лет – станет возврат суверенитета производителю – именно он будет решать, что и как ему производить, при этом покупателю будет сложно навязывать свои условия».
Еще один способ сократить издержки производителей – внедрение робототехники. Эксперты минпромторга подсчитали, что применение промышленных роботов позволяет увеличить эффективность выполнения реализуемой операции на производстве не менее чем на 40%.
Чулок Александр Александрович
Директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ