Об эффектах пандемии для науки, технологий и инноваций в обзоре ОЭСР
«Время потрясений и возможностей» — под таким девизом ОЭСР выпустила в январе очередной обзор развития сферы науки, технологий и инноваций (НТИ), посвященный ее роли в борьбе с COVID-19 и оценке влияния коронакризиса на науку и технологии. О вкладе ИСИЭЗ в работу над обзором и некоторых аспектах давнего партнерства с ОЭСР рассказывает заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики Михаил Гершман.
Каждые два года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) издает обзор развития науки, технологий и инноваций (OECD Science, Technology and Innovation Outlook).
Издание ориентировано главным образом на политиков и экспертное сообщество и обобщает ключевые тренды в развитии сектора исследований и разработок в мире в целом, в странах ОЭСР и в ряде государств-партнеров, в частности БРИКС.
Как правило, каждый обзор содержит анализ трендов реализации научно-технической и инновационной политики в мире, примеры лучших страновых практик управления НТИ, а также пакет рекомендаций по совершенствованию мер государственной поддержки.
Сфера НТИ сыграла важнейшую роль в борьбе с коронавирусной инфекцией, начиная с расшифровки вируса, разработки вакцин, методов лечения и диагностики и заканчивая разработкой и реализацией антикризисных мер поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики.
И пандемия, в свою очередь, оказала масштабное влияние на область НТИ. Глобальный поиск решений для остановки коронавирусной инфекции COVID-19, с одной стороны, способствовал росту миллиардных инвестиций в сферу НТИ, беспрецедентным образом расширил международное сотрудничество в этой сфере, укрепил авторитет науки в общественном сознании, с другой — оказался своеобразным краш-тестом научно-технических политик как национального, так и международного уровня.
Вследствие экономического кризиса и дефицита бюджетов, возникших из-за локдауна и других мер купирования распространения вируса, в ближайшие годы могут резко сократиться государственные и частные расходы на исследования и инновации, прогнозируют авторы обзора. Такая ситуация может нанести серьезный ущерб развитию сферы НТИ, в то время, как ее потенциал необходим и для борьбы с другими глобальными вызовами, в первую очередь, с изменением климата, перехода к более устойчивому будущему. В связи с этим ОЭСР рекомендует правительствам разработать системные меры по защите национальных инновационных систем, включить их в пакеты мер стимулирования и восстановления экономик, а также использовать новые возможности для проведения необходимых реформ.
Сотрудничество с ОЭСР и рекомендации для России
В основу отдельных разделов обзора ОЭСР легло исследование Survey on STI Policy Responses to COVID-19, в котором приняли участие и сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Коллектив ИСИЭЗ более 20 лет сотрудничает с ОЭСР, в частности заполняя на ежегодной основе многочисленные статистические и другие вопросники по России, участвуя в проектах Комитета ОЭСР по научно-технологической политике и его рабочих групп и в разработке международных статистических стандартов. Среди последних таких документов — рекомендации в области статистического измерения исследований и разработок («Руководство Фраскати») и рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям («Руководство Осло»).
Комментирует Михаил Гершман, заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ:
«Новый обзор ОЭСР ’Science, Technology and Innovation Outlook 2021′ — безусловно, одна из наиболее масштабных и основательных экспертных работ, посвященных роли науки, технологий и инноваций в преодолении кризиса из-за пандемии. Доклад основан на результатах опроса по изучению мер политики в области НТИ в ответ на COVID-19, в котором приняли участие 57 стран, включая Россию.
Эксперты ОЭСР фокусируют внимание читателей на ключевых трендах 2020 года, включая беспрецедентную мобилизацию ресурсов для выполнения исследований и разработок по тематике COVID-19, цифровую трансформацию науки, изменения в подходах к финансированию исследований и инноваций в бизнес-секторе (в частности, акцент на мерах прямой финансовой поддержки компаний), развитие международной кооперации для ответа на кризис пандемии и другие глобальные вызовы.
В числе рекомендаций ОЭСР, актуальных и для нашей страны, я бы выделил следующие:
- Постановка новых амбициозных целей в сфере НТИ на основе миссия-ориентированного подхода к их формулированию. Эксперты ОЭСР рекомендуют ставить масштабные цели в области НТИ, связанные решением крупных социально-экономических проблем, таких как увеличение продолжительности жизни, сокращение экономического неравенства, борьба с опасными инфекциями и заболеваниями и др. В России некоторые из таких «миссий» сформулированы, в частности, в Указах Президента РФ № 204 от 7.05.2018 и № 474 от 21.07.2020, однако роль НТИ в их реализации остается неопределенной. Для достижения «больших целей» требуются новые инструменты политики. Релевантными механизмами здесь могли бы стать комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла, обозначенные в Стратегии научно-технологического развития РФ.
- Разработка инструментов финансовой поддержки долгосрочных, высокорисковых научных и инновационных проектов, а также междисциплинарных исследований для ответа на комплексные социально-экономические вызовы. В последние годы в России активно обсуждается необходимость расширения горизонта финансирования научных исследований, который по многим инструментам (госзадание, гранты, субсидии) ограничен трехлетним сроком. Данный барьер, связанный с циклами бюджетного планирования, снижает конкурентоспособность российской науки по сравнению с мировой, сдерживает возможности выполнения долгосрочных исследований и получения прорывных научных результатов. Следует разработать новый формат долгосрочного непрерывного финансирования научных исследований в течение, как минимум, шести лет.
- Совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации (включая вопросы построения научной карьеры, развития необходимых навыков, в том числе цифровых). Одним из общественно значимых результатов, заявленных в национальном проекте «Наука» (а также разрабатываемом проекте «Наука и университеты»), является повышение привлекательности научной карьеры в России. Мы видим определенные позитивные шаги в этом направлении — постепенно совершенствуется система аспирантуры, предоставляются исследовательские гранты аспирантам, появляются новые механизмы поддержки ученых (например, научно-образовательные и научные центры мирового уровня). Вместе с тем вопрос привлекательности научной карьеры в России по-прежнему остается ключевым. Центральная проблема — низкие размеры стипендий аспирантов, а также совершенно неконкурентоспособные зарплаты ученых — как начинающих, так и ведущих, что чревато рисками «утечки умов» на фоне усиливающейся глобальной борьбы за таланты.
- Продолжение формирования доказательной базы для разработки и оценки эффективности мер НТИ политики. Ведущие страны давно сформировали системы оценки эффективности мер политики в сфере НТИ на протяжении всего их жизненного цикла (ex ante, interim, ex post). Результаты таких оценок используются для принятия управленческих решений (например, о продолжении и докапитализации эффективных или закрытии неэффективных мер и программ). В России комплексная система оценки НТИ политики пока не сформирована. Есть лишь отдельные попытки формирования механизмов обратной связи от научного сообщества относительно эффективности мер политики в сфере НТИ (см., например, исследование делового климата в науке Doing Science). На мой взгляд, создание в России комплексной системы оценки НТИ политики, совершенствование ее доказательной базы имеют критическое значение для повышения эффективности управления в этой сфере. Важно, чтобы результаты оценки политики носили публичный характер и учитывали мнение всех участников научных и инновационных процессов.
Уверен, что в этом году, который был объявлен Президентом РФ Годом науки и технологий в Российской Федерации, наша страна совершит прогресс по многим направлениям, обозначенным экспертами ОЭСР».
См. также:
На сайте Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями ИСИЭЗ материалы о выходе обзоров развития науки, технологий и инноваций ОЭСР в 2016 и 2018 годах.
В частности, в обзоре 'OECD Science, Technology and Innovation Outlook: 2018' система интеллектуального анализа больших данных iFORA, разработанная ИСИЭЗ, упомянута среди наиболее успешных инициатив в области цифровизации научной и инновационной политики.
В 2020 году Центр научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ начал выпускать на русском и английском языках краткие обзоры серии «Россия — ОЭСР: мониторинг мер политики в сфере науки, технологий и инноваций».
Каждый выпуск включает анализ ключевых событий научно-технической и инновационной политики в России, практик ведущих стран и рекомендаций ОЭСР и других международных организаций.