Динамика результативности инновационной деятельности в промышленном производстве
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет анализ результативности инновационной деятельности крупных и средних предприятий промышленного производства с 2015 по 2019 гг.
В 2019 г. объем инновационной продукции организаций промышленного производства составил 3,9 трлн руб. Существенных изменений в динамике показателя за последние пять лет не наблюдается (рис. 1). Увеличение выпуска инновационных товаров, работ, услуг (в постоянных ценах) зафиксировано в 2016 г., затем последовало снижение в 2017–2018 гг. с незначительным ростом в последнее время.
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж в 2019 г. составил 6,1% (рис. 2). При этом очевидна тенденция к снижению показателя, характерная для большинства отраслей промышленного производства. За период 2015–2019 гг. его величина упала на 1,8 п. п., наиболее существенно — в среднетехнологичных секторах высокого и низкого уровня (-2,8 и −4,2 п. п. соответственно).
Российские производители по доле инновационных товаров, работ, услуг уступают зарубежным. Для сравнения, в ряде европейских стран свыше шестой части продукции промышленного производства относится к категории «инновационной» (например, в Испании — 27,8%, Великобритании — 27,3%, Словакии — 25,9%, Германии — 19%, Австрии — 18%, Бельгии — 17,3%).
Лучшие результаты, сопоставимые с зарубежными, зафиксированы в производстве летательных и космических аппаратов (26,9%), судостроении (25,1%), автомобилестроении (19,5%), производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (16,6%).
Организации промышленного производства выпускают инновационную продукцию разного уровня новизны. В структуре инновационной продукции принципиальной новизной (для мирового рынка) характеризуются 4,3% товаров, работ, услуг (рис. 3). Еще 10,5% являются новыми для рынков сбыта предприятий. В основном же преобладают разновидности уже известных продуктов и услуг: новые для организаций, но известные на рынках (49,8%), и усовершенствованные, базирующиеся на существующих технологиях (35,5%).
Треть организаций производят новую и усовершенствованную продукцию по заказам пользователей, что задает вектор развития инновационной деятельности в компаниях. В течение 2017–2019 гг. более четверти предприятий (25,5%) реализовали продукцию, предназначенную для узкого круга потребителей либо выполненную под установленные требования заказчика. Еще 10.8% организаций внедрили инновационные товары, работы, услуги, созданные совместно с пользователями, и 4,3% — по разработкам, выполненным силами пользователей.
Эффекты, достигнутые за счет внедрения инноваций, прежде всего, выражаются в расширении ассортиментной линейки уже производимых товаров (работ, услуг) и улучшении качества продукции. Их высокую значимость указали 40,8 и 38,5% предприятий соответственно. Важная роль инноваций отмечается в сохранении традиционных и завоевании новых рынков сбыта (37,7 и 29,8%). Четверть компаний отметили увеличение производственных мощностей, а каждая пятая — обеспечение соответствия продукции современным техническим регламентам, правилам и стандартам. Кроме того, предприятия ощутили эффекты инноваций, связанные с цифровой трансформацией: 14% указали улучшение информационных связей внутри организации или с другими организациями и 12% — расширение возможностей для изучения, обработки и анализа данных.
Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата, Евростата, материалы национальных статистических служб; результаты проекта «Оценка мер государственной поддержки технологического развития, включая нормативную правовую базу, подготовка предложений по повышению их эффективности» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Светлана Фридлянова и Кирилл Дитковский
Предыдущий выпуск: «Цифровые практики россиян в период самоизоляции»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»