• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффекты открытости инновационной культуры предприятий в измерениях ИСИЭЗ

Эффекты открытости инновационной культуры предприятий в измерениях ИСИЭЗ

Canva.com

Последние результаты исследований в области открытых инноваций обсудили участники семинара «Корпоративный инновационный климат», проведенного 26 мая 2021 года Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ совместно с Университетом Твенте (Нидерланды) в рамках деятельности Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Важность открытости инновационного процесса для развития теорий инновационных процессов и практики управления в сфере науки, технологий и инноваций отметил во вступительном слове модератор семинара — заведующий Лабораторией экономики инноваций (ЛЭИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ профессор Дирк Майснер.

Повестку изучения данной проблематики в рамках одного из проектных направлений НЦМУ — «Человек в эпоху открытых инноваций» — обрисовал заместитель заведующего ЛЭИ Виталий Рудь. Спикер показал на данных эконометрических исследований, что внутренняя открытость инновационного процесса выступает критичным фактором эффективности инновационных стратегий компаний. Команда ЛЭИ планирует выделить и операционализировать понятие инновационной культуры в контексте эпохи открытости инноваций и всесторонне проанализировать подходы, способствующие открытости инновационного процесса.

Ключевой доклад семинара с анализом сделок слияния и поглощения, являющихся одним из инструментов инновационного развития, представил Юрий Дранев, заведующий отделом количественного моделирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Изучив информацию о 1 637 сделках разных типов (горизонтальные, вертикальные и конгломератные), исследователь рассмотрел взаимосвязи между эффективностью сделок слияний и поглощений и технологическими характеристиками компаний-покупателей. Горизонтальные сделки (слияние компаний одной отрасли) продемонстрировали сравнительно низкую эффективность. Технологическая эффективность сделок оказалась ниже в тех случаях, когда компании-покупатели интенсивно выполняли исследования и разработки. Исследователь связал полученные результаты с эффектом вытеснения и/или замещения приобретенных знаний. Это обусловлено ограниченными возможностями компаний-покупателей адаптации технологий, постепенным снижением отдачи от получаемых технологий с ростом накопленной базы знаний, а также стремлением к увеличению рыночной доли в случае приобретения конкурентов, а не к расширению собственной базы знаний.

В качестве дискуссантов выступили доктор Райнер Хармс из Университета Твенте и Армандо Папа из Университета системы итальянских торговых палат Mercatorum (Италия). Они отметили высокий уровень работ и предложили ряд важных направлений развития заявленной повестки.

Семинар прошел в рамках Года науки и технологий РФ.