Инновации на рабочем месте
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет результаты исследования инновационной деятельности сотрудников на рабочем месте.
Ключевые результаты
Во многих российских организациях созданы базовые условия для инновационной активности сотрудников: около половины респондентов отметили, что на работе могут свободно высказывать свои предложения (55%), в том числе непосредственно руководству предприятия (47%).
Несмотря на это, лишь 6,3% работников за последние три года предлагали идеи по улучшению бизнес-процессов или качества продукции. Среди них 40% являются «институциональными» инноваторами — разработка и предложение усовершенствований предусмотрены их должностными обязанностями. Остальные 60% — «инноваторы-добровольцы», которые предлагают инновации по собственной инициативе.
Низкая активность работников в предложении нововведений в определенной степени связана с ограниченностью практик инновационного менеджмента в российских организациях. Так, наличие в организациях руководителя или подразделения, ответственного за новые идеи и инновации, отметили 19% респондентов; специального механизма для сбора идей — 18%; о практиках финансового или другого стимулирования соответствующих предложений сообщили 16% опрошенных. Только каждый пятый (22%) согласился с тем, что руководство поощряет самоорганизацию работников в группы для решения нестандартных задач.
Чаще всего работники, выступающие с инновационными предложениями, вносят идеи по усовершенствованию производственных или бизнес-процессов (75% от общего числа инноваторов). Вдвое реже встречаются предложения по улучшению существующих товаров и услуг (41%), еще менее распространены идеи по их продвижению, маркетингу (27%) и созданию новой продукции (18%). Таким образом, сотрудники с большей готовностью предлагают усовершенствования организационных процессов, в которые они непосредственно вовлечены, а предложения по другим типам инноваций высказываются гораздо реже, так как это требует специальных навыков и знаний. «Институциональные» инноваторы выступают ожидаемо чаще с предложениями по всем типам инноваций (рис. 1).
Половина инноваторов смогли в итоге реализовать свои предложения (рис. 2). Степень успешности зависит от должностных обязанностей: у «институциональных» инноваторов идеи различных категорий реализуются примерно одинаково (60–62%), в то время как в группе инноваторов-«добровольцев» чаще находят применение предложения по улучшению производственных или бизнес-процессов (47%).
В целом, можно оценить долю реализованных идей сотрудников как весьма высокую. Однако следует учитывать, что этот показатель может быть несколько завышен, так как респондентам во время опроса было проще вспомнить именно успешные примеры.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ; результаты проекта «Исследование эффективности процессов генерации инноваций: ресурсы и факторы» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Алёна Нефёдова и Лилия Кузина
Предыдущий выпуск: «Цифровые опоры технологической готовности»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»