Никита Анисимов: «Математика — основа общества будущего»
До 18 августа в образовательном центре «Сириус» проходит Всероссийский съезд учителей математики. На одной из его пленарных сессий выступил ректор Вышки Никита Анисимов. В своем выступлении он рассказал об инициативах ВШЭ по трансформации математического образования, приложениях математики в различных профессиях и выделил разделы математики, которым, по его мнению, необходимо придать большее значение в школьной программе. Говоря о наиболее востребованных современным кадровым рынком компетенциях, ректор сослался на данные расчетов системы анализа больших данных iFORA, разработанной в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Значение математики в образовании и жизни растет, уверен ректор ВШЭ Никита Анисимов. Ее знание требуется в доказательной медицине и эволюционной биологии. С ее помощью психологи изучают когнитивные процессы, а лингвисты и историки создают языковые карты. Наконец, без знакомства с математическим аппаратом человек не может критически оценивать данные и принимать правильные решения.
«Математика стала ближе по контексту с другими дисциплинами, растет число профессий, где человек должен не только знать ключевые принципы математики, но и должен уметь считать руками», — убежден ректор Вышки.
Ключевой вопрос, который требует обсуждения, он сформулировал так: успевает ли содержание математического образования трансформироваться с учетом требований времени? Математика необходима не только как важный рабочий инструмент для многих профессий, но, «в первую очередь, как язык, понимание которого требуется для принятия ежедневных базовых решений и восприятия информационной повестки». Математика может научить работать с моделями и данными. Никита Анисимов рассказал, что с помощью уникальной системы анализа больших данных iFORA, разработанной в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, можно автоматически анализировать более 450 миллионов документов.
Степень проникновения математики в ключевые дисциплины и направления научной деятельности постоянно растет. Например, психологи моделируют когнитивные процессы, лингвисты и историки используют математические методы для создания языковых карт и анализа языковой конвергенции, создания онлайн-переводчиков и даже определения авторства текста, а изучение финансовых рынков невозможно без построения вероятностных моделей разной степени сложности. Математические методы вошли в спортивную аналитику и даже стали ключевым инструментом планирования спортивных соревнований.
«Важно, что за последние 20–30 лет очень изменилась не только степень вовлеченности математики в сферы нашей жизни, но и то, какие именно математические методы и навыки наиболее востребованы», — говорит ректор ВШЭ. Как показывает результат анализа, проведенного с использованием iFORA, работа с базами данных, анализ больших данных, машинное обучение стали ключевыми приоритетами STEM-профессий (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Это справедливо и в отношении подавляющего большинства направлений и науки, и бизнеса. Сегодня очевидно, что добиться успеха нельзя ни в одной из сфер деятельности без понимания методов работы с большими данными.
Он уверен, что поверхностное преподавание математики ученикам гуманитарных классов неверно, оно может привести к их будущей академической неуспешности.
Важнейший вопрос — на чем нужно сделать акценты в математическом образовании с учетом требований нового времени, цифровой экономики? Он назвал разделы математики, которым, по его мнению, необходимо придать большее значение в школьной программе. Это теория вероятностей (цель — сделать ее более «жизненной», показать школьникам связь с задачами из разных областей), линейная алгебра (работа с матрицами и векторами), статистика. «Эти разделы и элементы критично важно переместить с периферии в центр содержания математики в школе», — уверен ректор Вышки. Если этого не сделать, то мы отстанем от стран-конкурентов, добавил он.
Полный обзор выступления ректора на портале НИУ ВШЭ
См. также: новость ТАСС с акцентами выступления ректора Никиты Анисимова