Александр Чулок: «Цифровой рубль — инновация мирового уровня»
В январе 2022 года Центробанк России начнет тестировать прототип цифрового рубля, который станет третьим равноправным способом расчета наряду с наличным и безналичным. «Известия» разбираются в перспективности нововведения совместно с приглашенными экспертами. Глобальные тренды, на фоне которых реализуется инициатива Центробанка, комментирует директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок.
Справочно: Цифровой рубль представляет собой закодированную последовательность данных, которая эквивалентна некоему числу рублей. Выпуском цифрового рубля займется Центробанк. Коммерческие банки будут уполномочены открывать электронные кошельки для цифровых рублей и сохранять деньги на счетах. Цифровыми рублями можно будет расплатиться при покупках в интернете и в офлайне, в том числе через систему быстрых платежей. Концепцию цифрового рубля Центробанк РФ разработал еще в апреле 2021 года. А в начале 2022 года уже будет испытан прототип национальной цифровой валюты. По оценке ведомства, в долгосрочной перспективе создание цифрового рубля поможет достичь финансовой стабильности. Аналогичный путь уже прошел Китай, который создал рынок цифрового юаня.
Директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок
Цифровой рубль — инновация мирового уровня, но важно учесть, на каком поле мы хотим ее вырастить.
— Наша экономика многоукладна. Рядом сосуществуют технологии прошлого века и передовые разработки, например, в области финтеха или цифровых двойников. С другой стороны, уровень инновационной активности российских компаний, по данным статистики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, составил всего 10,8% в 2020 году — это низкий показатель на фоне как развитых, так и развивающихся стран. Цифровая и финансовая грамотность нашего населения тоже недостаточно высока. На этом фоне инициативы государства по интеграции России в мировые цифровые и технологические тренды выглядят осознанными и правильными.
Влияние цифрового рубля на отечественную экономику, финансовый рынок и банковский сектор может быть неоднозначным, по крайней мере, на первых порах.
— С учетом широкого ландшафта бизнес-моделей, разброса в уровне цифровой зрелости компаний и невысокого уровня доверия у нашего населения к «инновациям с деньгами» эффект может быть непредсказуемым. Именно поэтому необходим этап тестирования, где на практике можно отработать нюансы, выявить «шероховатости». Это общепринятая практика в рамках глобального тренда так называемых песочниц (sandbox) — юридических, институциональных, инновационных и пр.
Подход к тестированию должен быть антропоцентричным.
— Зарубежный опыт цифровизации, от производства до финансовой сферы, говорит о том, что в «центр» надо ставить человека, а не технологию. Следует изучить человека будущего: какие у него будут цели, желания, спрос на деньги. В каких компаниях он будет работать и как сами компании будут выглядеть: будут ли это цифровые экосистемы, локальные производители в метавселенной или техногиганты, по размерам превышающие национальные экономики? За рубежом на такие вопросы чаще всего отвечает форсайт — научно обоснованное видение будущего, созданное с участием ключевых игроков.
Источник: «Известия», статья Софьи Смирновой «За чистую монету: в России появится цифровой рубль» (опубликована в выпуске от 15.12.2021)