• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадры для цифровой трансформации высшего образования: сотрудники ИКТ-подразделений

Кадры для цифровой трансформации высшего образования: сотрудники ИКТ-подразделений

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ впервые представляет оценки кадрового потенциала подразделений, ответственных за цифровизацию образования и формирование цифровой среды российских вузов. Исследование включает анализ текущего состояния кадрового обеспечения, а также ожиданий руководителей ИКТ-блоков относительно их будущего кадрового развития. Эмпирической базой исследования послужили результаты опроса сотрудников, отвечающих за внедрение ИКТ-сервисов в вузах (руководителей ИКТ-блоков).

Опрос проводился в рамках Мониторинга экономики образования, представлены данные по состоянию на 2020/2021 учебный год. Для более полного описания рынка труда ИКТ-специалистов приводится характеристика их занятости по статистике Росстата.

Главные выводы:

Отмечается цифровое неравенство вузов в области кадрового обеспечения. Ведущие вузы страны в гораздо большей мере обеспечены кадрами, необходимыми для осуществления цифровой трансформации. В региональном разрезе также наблюдается неравенство: в Москве обеспеченность вузов ИКТ-специалистами почти на треть выше, чем в других регионах.

По данным образовательных организаций, состав работников ИКТ-блоков ежегодно обновляется на 20%, при этом объемы найма и выбытия совпадают. Практика приема на работу в ИКТ-блок собственных выпускников характерна примерно для четверти обследованных вузов, вне зависимости от типа.

На фоне дефицита и высокой востребованности ИКТ-специалистов на рынке труда вузы оказываются в условиях жесткой конкуренции за кадры. О проблеме оттока квалифицированных кадров в другие ИТ-организации сообщают 62,8% руководителей ИКТ-блоков вузов, в другие сферы деятельности — 40,9%.

Главной причиной дефицита кадров выступает материальный фактор: уровень оплаты труда ниже, чем в среднем на региональном рынке труда, указали 86,5% руководителей ИКТ-блоков вузов. Топ-3 причин включает также дефицит ИКТ-специалистов на региональном рынке труда (отмечают 43,6% руководителей) и непривлекательные условия труда (место работы, высокая нагрузка) (31,6%). Эти факторы актуальны для всех вузов, независимо от их статуса.

Дефицит сотрудников в ИКТ-блоках вузов ощущается в первую очередь в отношении специалистов высшего уровня квалификации. Только в трети (30,2%) вузов численность специалистов по базам данных и сетям соответствует кадровой потребности, в большинстве же случаев (64,9%) наблюдается дефицит численности (еще в 4,9% такой категории работников нет). В случае с разработчиками и аналитиками программного обеспечения и приложений масштабы дефицита еще больше: его отмечают 70,2% руководителей ИКТ-блоков вузов.

Ощущаемый сейчас кадровый дефицит в будущем будет только усиливаться: по мнению большинства руководителей ИКТ-блоков вузов (80,6%), в ближайшие пять лет кадровая потребность в специалистах высшего уровня квалификации вырастет. Более половины (52,0%) руководителей ожидают также рост потребности в специалистах среднего уровня квалификации. Потребность в квалифицированных рабочих, скорее всего, останется на том же уровне. Кроме того, по мнению представителей большинства вузов, уже в ближайшем будущем информационные технологии полностью или частично трансформируют организацию труда в ИКТ-подразделениях.

Для решения кадровых проблем ИКТ-блока их руководители предпринимают широкий комплекс действий. Чаще всего руководители ИКТ-блоков вузов повышают квалификацию своих работников — либо самостоятельно внутри подразделения, например, под наставничеством более опытных работников (в 70,8% вузов), либо направляя работников на курсы, дополнительное обучение (52,0%). Около половины вузов используют для решения кадровых проблем такие инструменты, как прием студентов на практику (49,8%) и привлечение сотрудников без опыта работы (49,5%).

Учитывая, что по уровню предлагаемой зарплаты большинство вузов не в состоянии конкурировать с другими предприятиями на рынке труда своего региона при найме ИКТ-специалистов, выходом может стать повышение привлекательности ИКТ-блоков вузов как места работы за счет нематериальных факторов: особая атмосфера и общественный статус вуза, предложение более гибких условий занятости, перспективы карьерного роста и т. п. Более активное использование нематериальных стимулов позволят более успешно привлекать и удерживать кадры, необходимые для осуществления цифровой трансформации.

Авторы информационного бюллетеня: Галина Волкова, Анна Демьянова, Наталья Шматко

Полный текст бюллетеня

О проекте:

Мониторинг экономики образования (МЭО) — крупномасштабный проект Высшей школы экономики, реализуемый с 2002 года. МЭО представляет собой единственную в России систему ежегодных социологических и статистических исследований, носящую комплексный характер и охватывающую различные уровни образования. Он позволяет выявить мнения потребителей и производителей образовательных услуг по таким вопросам, как детерминанты и характеристики массового выбора в системе образования, образовательные траектории, мотивации, стратегии, поведение участников рынка образовательных услуг.

Публикации в рамках МЭО