• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Картотека IQ.HSE: креативный класс в России

Картотека IQ.HSE: креативный класс в России

ISTOCK // Icons made by shmai from flaticon.com

Художники, музыканты, актёры, архитекторы, дизайнеры, галеристы, издатели, журналисты, разработчики видеоигр и программного обеспечения — творческих профессий великое множество. Вкупе их обладатели формируют креативный класс, бесконечно генерирующий новые идеи, смыслы, технологии, продукты и услуги. Многочислен ли он в России? Каких специалистов больше всего? Что творческие люди думают о своих компетенциях? Во всём этом IQ.HSE разобрался с помощью дайджеста Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Дайджест подготовлен по исследованию экспертов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, сделанному на данных Росстата.

Что такое креативный класс?

Это специалисты, занятые в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью. Прежде всего, представители креативных индустрий — различных видов экономической деятельности, в основе которых лежат взаимосвязи между творчеством, культурой и технологиями. Понятие креативного класса ввёл в начале нулевых американский экономист и социолог Ричард Флорида.

Креативный класс составляют специалисты из высокотехнологичных сфер — цифровых технологий, дизайна, киноипроизводства, видеоигр, СМИ, рекламы, а также представители традиционного креативного сектора: работники индустрий, основанных на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы, труд в музеях); люди искусства (актёры, музыканты, композиторы, художники и др.); обладатели прикладных творческих профессий (архитекторы, модельеры и т.п.). Подробнее обо всех возможных вариантах профессий можно узнать в классификаторе креативных индустрий.

В чём особенная польза креативного класса?

По словам Ричарда Флориды, эта социальная группа меняет повседневность и будущее. Так происходит благодаря инновационному мышлению, смелым творческим решениям, высокотехнологичным продуктам и услугам. Всё это — важный вклад креативного класса в социально-экономическое развитие компаний, городов, регионов и стран в целом. Креативный сектор генерирует, по меньшей мере, 3% мирового ВВП. А его доля в занятости достигает 6,2%. В России в 2022 году вклад креативных индустрий в ВВП, по оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, составил 2,64%.

Вообще в развитии креативных индустрий — масса плюсов для экономики и общества. Среди них рост малого и среднего бизнеса, новые рабочие места, диверсификация и увеличение объёмов несырьевого экспорта, повышение качества человеческого капитала за счёт привлечения талантов и пр. Креативные индустрии предоставляют людям возможности для саморазвития, помогают формировать комфортную среду, производят товары и услуги, обеспечивающие «рост качества жизни российского общества».

Насколько многочислен креативный класс в России?

Он составляет примерно 3,4 млн человек (по данным 2021 года). Это около 4,8% от общей численности занятых. С 2017 по 2021 год эта цифра выросла почти на треть — впечатляющая динамика.

Во второй половине 2010-х число творческих работников устойчиво увеличивалось. Пандемия COVID-19 в 2020–2021 годах замедлила этот рост. Впрочем, даже в период коронакризиса численность представителей творческих профессий подросла в креативных индустриях на 3,4%, в традиционных отраслях — на 1,6%. Причём те из них, кто трудится за пределами креативных индустрий, например, в промышленности или торговле, до недавнего времени были самой быстрорастущей и многочисленной категорией работников. Так что креативный класс всё активнее приходит в разные отрасли экономики.

Какова структура креативного класса в России по профессиям?

Весьма неоднородная. Почти четверть (24,4%) приходится на специалистов по рекламе и маркетингу. Одна пятая (19%) — разработчики программного обеспечения. Это самые представительные группы. Для сравнения: краснодеревщиков — всего 4,9%, дизайнеров товаров и одежды — 4,4%, специалистов библиотек — 3,5%, журналистов — 2,8%, архитекторов и фотографов — по 2,6%. Музыкантов, певцов и композиторов, а также переводчиков — всего по 2%. Правда, есть ещё обширная категория «других профессий» — её доля 31,8%. Судя по названным цифрам, главный вклад в масштаб и динамику креативной экономики вносят обладатели современных специальностей.

Где сосредоточен креативный класс в России?

Это городской феномен. Творческие люди зачастую живут в столицах и крупнейших городах. В России креативный класс сосредоточен в Москве и Московской области (25,1% и 8% от общей численности занятых в творческих профессиях), Санкт-Петербурге (7,9%), административных центрах Краснодарского края (3,2%), Республики Татарстан (2,5%), Свердловской области (2,5%), Новосибирской области (2,3%), Ростовской и Нижегородской областях (по 2,2%).

Причём в Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Республике Татарстан, Новосибирской области число занятых в креативном секторе в 2017–2021 годах увеличивалось. Значит, творческие индустрии на этих территориях развивались ускоренно.

Каков портрет типичного представителя российского креативного класса?

Это мужчина с высшим образованием (специалитет или магистратура), которому от 25 до 34 лет. Доля представителей креативного класса этого возраста самая высокая — 39,5%. На втором месте мужчины 35–44 лет — 28,4%, на третьем — мужчины 45–54 лет (16,1%).

За последние годы возрастная структура креативного класса менялась: доля работников до 35 лет снижалась, 35–44-летних — напротив, увеличивалась. Это отражает тренд уменьшения численности молодых когорт на российском рынке труда в целом.

В креативной сфере чаще трудятся по гибкому графику?

Для России это нехарактерно. Анализ условий занятости креативного класса показал, что у них, как правило, стандартная 40-часовая рабочая неделя и полный рабочий день (у 89%).

Причина — в структуре креативной экономики России. В ней преобладают организации культуры, относящиеся к государственному сектору, а также частные компании (например, в сфере информационных технологий и рекламы) с «офисным» режимом работы. Так что — никаких гибких графиков.

Ну, а работают творческие люди в России хотя бы по профилю?

По специальности работает лишь половина (51,1%). Получается, справедливо мнение о том, что для работы в этой сфере не обязательно иметь профильное образование. Она притягивает людей с разным опытом и компетенциями. Как ни странно, без профильного образования, видимо, можно работать художниками, дизайнерами-оформителями, гончарами, кузнецами, — в этих профессиях очень значимы прикладные навыки.

Какие компетенции представители российского креативного класса считают самыми значимыми?

Наиболее важными оказались профессиональные (технические) навыки, напрямую относящиеся к работе. За них «проголосовали» 55% опрошенных выпускников программ высшего и среднего профессионального образования, чья первая работа связана с творческой профессией. На втором месте — навыки использования профессиональной документации (25,4%), на третьем — продвинутые компьютерные навыки (23,4%).

Кстати, эти же группы компетенций респонденты оценили как наиболее дефицитные. Первенствуют здесь опять же профессиональные навыки — их нехватку отметили 23,9% респондентов.

С базовыми знаниями ситуация такая: они весьма востребованы в творческих профессиях, но менее дефицитны, чем специальные профессиональные. Так, базовые компьютерные навыки считают важными 36,1% опрошенных, а дефицитными — лишь 5%. С базовыми теоретическими знаниями показатели — 24,8% и 6,5% соответственно.

А что у российского креативного класса с универсальными (мягкими) навыками?

Среди них на «творческом рабочем месте» больше всего востребованы умение принимать решения (24,9%), многозадачность (24,6%), поиск новых идей (22,3%) и стрессоустойчивость (21,1%). При этом многозадачности и стрессоустойчивости, судя по опросу, не хватает — дефицит отмечен в 18,7% и 18,1% ответов. Но самые «недостающие» — всё же самоконтроль и организованность — их выделили 21,9% респондентов.

Значимость названных компетенций объясняется нюансами креативной деятельности. Она часто предполагает высокие нагрузки, ведение нескольких дел одновременно и быстрое принятие решений.

Наука Общество Экономика
Авторы исследования:
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Анна Демьянова, директор Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Евгения Полякова

 

Литература по теме:

 

Впервые материал опубликован на портале IQ.HSE