Высокоточный выбор высоких технологий
Сфера хайтека — арена конкурентной гонки между компаниями и странами. Возможностям развития новых высокотехнологичных направлений был посвящен круглый стол, прошедший 16 декабря 2024 г. в НИУ ВШЭ, организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний при участии представителей Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минцифры России, компаний-лидеров и экспертного сообщества. Высказанные предложения войдут в третье издание Белой книги, которая выйдет весной в серии, запущенной ИСИЭЗ НИУ ВШЭ совместно с Минэкономразвития России в 2022 году.
В России развитие отдельных высокотехнологичных направлений обеспечивается в том числе посредством заключения соглашений о намерениях между Правительством Российской Федерации и заинтересованными организациями, а основным механизмом их исполнения являются «дорожные карты». В настоящее время «дорожные карты» реализуются по десяти высокотехнологичным направлениям: искусственный интеллект, новое индустриальное и общесистемное программное обеспечение, современные и перспективные сети мобильной связи, квантовые вычисления, квантовые коммуникации, системы накопления электроэнергии, развитие водородной энергетики, технологии новых материалов и веществ, перспективные космические системы и сервисы.
Рамку дискуссии во многом задавал принятый в декабре 2024 г. федеральный закон о технологической политике, который предусматривает целый ряд мер государственной поддержки развития высокотехнологичных направлений, причем не только компаниями-лидерами, но и в рамках инновационных экосистем, включающих все звенья разработки и внедрения новых технологий — от научных организаций и стартапов до крупного бизнеса.
Модератор круглого стола Павел Рудник, заместитель директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, открывая обсуждение, подчеркнул, что в последние годы многие высокотехнологичные направления активно трансформируются под влиянием целого ряда факторов. Среди них — обострение конкуренции между существующими технологиями, появление новых разработок с более высокими техническими характеристиками. Согласно оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к 2030 г. объем мирового рынка по ключевым высокотехнологичным направлениям может достигнуть 3 трлн долл. Технологические заделы и компетенции по ним часто концентрируются в пределах узкого круга крупных игроков. При анализе возможностей системного развития высокотехнологичных направлений, прежде всего необходимо учитывать их специфику как одного из форматов государственно-частного партнерства: она предусматривает наличие компании-лидера, развитой инновационной экосистемы, потребность в значительных капитальных инвестициях, государственной поддержке и ряд иных критериев.
С учетом обширной технологической повестки возникает вопрос: как выявлять и оценивать перспективные высокотехнологичные направления? О подходах к их отбору рассказала Юлия Туровец, заведующая отделом исследований цифровых технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Исследователи использовали в комплексе все доступные источники количественных и качественных данных, включая материалы интервью с ведущими российскими экспертами в соответствующих областях, а также результаты интеллектуального анализа больших данных. Из широкого перечня высокотехнологичных направлений для анализа в третьем издании Белой книги были отобраны пять дополнительных перспективных направлений; их объединяет ряд схожих условий развития, включая форсированную вертикальную интеграцию (поглощение стартапов и малых компаний глобальными корпорациями в целях концентрации передовых знаний), коммерциализацию разработанных в предыдущие годы и десятилетия технологий, системное выявление на ранних стадиях перспективных разработок государством и компаниями и конкуренция за них, поиск нетрадиционных сфер применения продуктов и услуг для обеспечения стабильного спроса на продукцию.
Константин Вишневский, директор Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, на примере искусственного интеллекта отметил трансформационный потенциал высокотехнологичных направлений, их способность менять различные отрасли экономики. Благодаря внедрению ИИ-решений уже более двух третей организаций — пользователей ИИ отмечают экономию операционных расходов, свидетельствуют данные последней волны обследования «Мониторинг развития технологий искусственного интеллекта» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ его проводит ежегодно с 2022 г. Ключевые результаты за 2022–2024 гг. вошли в недавно изданный доклад «Искусственный интеллект в России: технологии и рынки».) Спикер обратил внимание на значительные дисбалансы между цифровыми и нецифровыми направлениями в части патентования и отдачи от вложений в исследования и разработки. Так, компании-лидеры в области искусственного интеллекта по числу патентных заявок (Baidu, Tencent, IBM и др.) существенно опережают, к примеру, производителей новых материалов (LG Chem, Shin Etsu Chem, Toray и др.). Патентование все чаще используется в качестве инструмента для удержания рынка и барьера для входа новых игроков.
Использованию технологий искусственного интеллекта при разработке индустриального ПО посвятил доклад Михаил Голанд, директор Центра стратегического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Представляя результаты еще одного обследования ИСИЭЗ, проведенного в IV квартале 2024 г. на основе данных опроса компаний-разработчиков, интеграторов и пользователей индустриального ПО, он подчеркнул, что среди разработчиков уже порядка 30% имеют опыт применения ИИ для разных целей, в частности улучшения функциональности ПО и приближения своих решений к лучшим зарубежным аналогам (последнее является важнейшим приоритетом для опрошенных отечественных разработчиков). Из ключевых барьеров выделяются дефицит квалифицированных кадров, нехватка финансовых ресурсов, в том числе собственных средств, инерция в использовании заказчиками зарубежного ПО, а также их стремление к инсорсингу — разработке ПО своими силами под свои узкоспециализированные задачи. Компании-интеграторы отмечают высокую стоимость отечественных ИТ-решений для конечных потребителей, что сдерживает спрос на российское индустриальное ПО. Все это требует поиска релевантных инструментов государственной политики. Наиболее эффективной мерой господдержки участвовавшие в опросе и разработчики, и интеграторы назвали налоговые преференции: их роль и значение выше, чем инструментов прямой финансовой поддержки (грантов, субсидий, льготных займов).
В докладе Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ, который представили его директор по прикладным исследованиям и разработкам Денис Деркач и старший научный сотрудник Михаил Гущин, был продемонстрирован ряд примеров использования ИИ в высокотехнологичных секторах экономики, в том числе реализованные коллективом Института решения. Среди них — снижение потребления вычислительных ресурсов для симуляции физических процессов, оптимизация дизайна магнитного отражателя в проекте по созданию Большого адронного коллайдера, поиск оптимального выбора канала коммуникации под клиента и другие.
Алексей Митькин, директор по стратегическим программам и инновационному развитию ПАО «Ростелеком», отметил, что технологии искусственного интеллекта уже шестой год лидируют в рейтинге технологий, формируемом программным обеспечением TeqViser от ПАО «Ростелеком», и являются самыми значимыми по трем источникам: научные статьи, патентная активность и новостные публикации. Наряду с этим мощный импульс получили направления электронного здравоохранения и вычислительной биологии благодаря растущему интересу, в первую очередь инвесторов, к вопросам здоровья в постковидные времена. Новыми перспективными трендами становятся технологии конвергенции различных видов связи, решение задач и проблем, связанных с беспилотниками, а также Индустрия 5.0.
Как отмечали участники круглого стола, наряду с реализацией действующих планов развития высокотехнологичных направлений важно формировать заделы по тем областям, которые пока не достигли коммерческой зрелости, но в перспективе могут стать привлекательными рынками. Это может быть реализовано путем увязки технологий между собой, максимальной интеграции технологий при создании различных высокотехнологичных продуктов, расширении сфер их применения. Фокусируясь на развитии высокотехнологичных направлений, наиболее значимых сегодня, нельзя упускать возникающие тренды и возможности. Необходимо понимать, какие перспективные направления могут появиться в среднесрочном горизонте, каков вектор мировых трендов, где возникают новые фронтиры, в том числе научные, и к каким изменениям они могут привести. Технологические заделы, формируемые в рамках реализации соглашений о намерениях, помогут и в эффективной реализации национальных проектов технологического лидерства.