• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В кризис спрос растет только на услуги ломбардов

Рынок услуг больше других отраслей страдает от кризиса. Предприниматели констатируют снижение деловой активности, падение спроса и экономических показателей своих организаций. От экономического кризиса выигрывают разве что владельцы ломбардов, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в сфере услуг.

В IV квартале 2015 года продолжился спад деловой активности на рынке услуг. Платежеспособный спрос со стороны населения падает. Росстат провел традиционный ежеквартальный выборочный опрос руководителей 5,6 тысяч компаний сферы услуг, и 30% респондентов сообщили о сокращении спроса на услуги своих компаний. О росте спроса рассказали лишь 14% опрошенных. В результате баланс оценок изменения показателя достиг рекордного значения за четыре года наблюдений (-16%).

Ускорилось сокращение объема оказанных услуг и прибыли от их реализации, продолжало ухудшаться экономическое положение организаций. Зато рост цен на оказываемые услуги постепенно замедлился  с +7% в начале года до +2%. В целом, инфляционный фон в конце 2015 года был довольно спокойным. Согласно данным Росстата, индекс цен на услуги в декабре 2015 года к декабрю предыдущего года (110,2%) был ниже темпов потребительской инфляции в целом (115,5%).

Также обращает на себя внимание отсутствие резкого снижения численности занятых в организациях сферы услуг, ведь этот сектор экономики дает работу значительной части населения страны.

Результирующий показатель обследования  индекс предпринимательской уверенности (ИПУ)  за последний квартал прошедшего года снизился сразу на три процентных пункта до рекордной отметки в -9%. Отрицательные значения ИПУ сложились практически во всех обследуемых видах деятельности. «Хроническими аутсайдерами» эксперты НИУ ВШЭ называют организации, предоставляющие транспортные, персональные услуги, а также услуги по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования. Оптимистами, пусть и весьма условно, можно считать представителей страхового бизнеса  здесь ИПУ остается в положительной зоне (+1%).

Позитивные деловые настроения к концу 2015 года сохранились и даже заметно усилились только у руководителей ломбардов, где ИПУ вырос сразу на 9 процентных пунктов до внушительного значения +12%. Это свидетельствует, главным образом, о снижении уровня жизни населения.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Сфера услуг вошла в рецессию позже промышленности и строительства, но и погрузилась в нее глубже отраслей реального сектора экономики. Хотя после резкого спада деловой активности в I квартале 2015 года последовала небольшая положительная коррекция, она не смогла переломить выраженного негативного тренда. Во второй половине года рынок услуг продолжил сжиматься, и предпосылок для оживления конъюнктуры пока не просматривается.

Средне- и низкооплачиваемые слои населения перешли на избирательно-сберегательную модель потребительского поведения. Она предусматривает перенос покупок дорогих товаров длительного пользования в отложенный спрос и практически полный отказ от необязательных услуг.

Некоторые виды сервисной деятельности переживают свои специфические катаклизмы. Так, закрытие в конце года самых популярных направлений отдыха россиян  Турции и Египта, на которые приходилась почти половина выездного турпотока, поставило туристический бизнес на грань катастрофы.

Впечатляющий рост деловой активности в 2015 году не показал ни один из видов экономической деятельности, кроме ломбардов. Но учитывая вклад ломбардов в ВВП страны, измеряемый массой нулей после запятой, анализировать данный эффект можно только с точки зрения возможностей работы отдельных видов экономической деятельности в период кризисов. Исторические данные свидетельствуют, что динамика ломбардного и банковского рынков находятся в противофазе, при этом активность ломбардов возрастает в период кризисов, когда население и предприниматели остро нуждаются в финансовых средствах, а банки, наоборот, ужесточают требования к потенциальным заемщикам.

Полный текст бюллетеня «Деловой климат в сфере услуг в 4 квартале 2015 года» (PDF, 1.40 Мб)

Влад Гринкевич для OPEC.ru