• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Промышленники смотрят в будущее с оптимизмом

Более четверти промышленных предприятий к концу весны ждут роста объемов своих производств. Это одна из лучших прогнозных оценок за последние два года, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в ежемесячном мониторинге делового климата в промышленности.

Главным позитивным итогом января 2016 года стал рост Индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). В целом по промышленности он подрос на один процентный пункт и достиг -4%. Для сравнения, в сентябре прошлого года ИПУ в промышленности составлял (–7%). Такие данные приведены в «Обзоре экономической ситуации на российских промышленных предприятиях в январе 2016 года», представленном ЦКИ.

«Улучшение на три процентных пункта за четыре месяца можно интерпретировать как несомненно позитивную тенденцию, - отметили в мониторинге эксперты. – Конечно, нахождение ИПУ в отрицательной зоне (–4%) говорит о преобладании неблагоприятного предпринимательского климата в отрасли, но важен сам разворот тренда ИПУ в сторону нейтральной зоны, то есть к нулевой отметке».

Наиболее позитивный вклад в динамику ИПУ в промышленности внес обрабатывающий сегмент. Если в сентябре прошлого года ИПУ здесь составлял –8%, то в январе 2016 года он достиг –5%. При этом эксперты отметили, что вряд ли «обработке» до конца года удастся достичь нейтральной зоны, не говоря уже о переходе в плюс. Кстати, российский январский ИПУ в обрабатывающей промышленности практически сопоставим со значениями таких стран как Великобритания, Германия и Франция.

В январе по сравнению с декабрем 2015 года на три процентных пункта ухудшилось значение ИПУ в добывающей промышленности (–2%). Скорее всего, в начале года произошла коррекция управленческих схем, связанная с функционированием добывающих предприятий в ближайшей перспективе. А любые изменения, завязанные на смену производственного ритма, вызывают определенный пессимизм в настроениях.

Динамика ИПУ в распределительных отраслях, включая электроэнергетику, остается стабильной. Четыре месяца (с сентября по декабрь 2015 года) ИПУ здесь был на отметке –7%. В январе 2016 этот показатель улучшился до –5%. Видимо, сказались январские холода.

К очевидным достижениям января можно отнести и однопроцентный рост средней загрузки производственных мощностей – он достиг 63%. Наиболее впечатляющий рост – на 11% - наблюдался у распределительных отраслей (загрузка здесь составила 69%). «Добыча», напротив снизила загрузку мощностей с 68% в декабре до 65% в январе. Средняя загрузка на предприятиях обрабатывающих производств последние пять месяцев показывает стабильные результаты, колеблясь в пределах 61–62%.

28% респондентов предположили, что к концу весны текущего года на их предприятиях будет наблюдаться рост объемов производства. Это одни из лучших прогнозных оценок за последние два года. Вместе с тем, каждый десятый участник опроса сообщал о возможном сокращении объемов производства за этот период.

Вместе с тем, по январским данным сложно адекватно оценить экономические процессы, поскольку сказывается влияние праздников. Объективную оценку работы отраслей можно дать не раньше марта–апреля, когда полностью заработают финансовые потоки, и будут определены реальные размеры госпомощи отраслям и отдельным предприятиям.

Динамика индекса предпринимательской уверенности в целом по промышленности и укрупненным видам деятельности

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Промышленность стала главным получателем финансовых бонусов, предусмотренных антикризисной программой правительства в 2015 году. Субсидирование, только в меньших размерах, ожидается и теперь. Промышленность менее других отраслей связана с потребительским спросом. Кроме того, она быстрее других отраслей приноравливается к работе в условиях падающего спроса и слабеющего рубля. Поэтому в 2015 году она хоть и не показала роста, но и не отличалась глубокими провалами, какие были у розничной торговли или строительства.

Впервые с 1995 года в отчетном месяце лимитирующее влияние фактора «неопределенность экономической обстановки в стране» вышло на первое место среди барьеров, ограничивающих ведение промышленного бизнеса. В совокупности с повышенной геополитической турбулентностью это может стать одной из основных причин торможения экономики. Если отрицательная тенденция с падением инвестиций и ростом неопределенности будет продолжаться, промышленность может вплотную подойти к точке невозврата.

Вторым негативным моментом стала активизация процесса реального сокращения занятости на промпредприятиях. Пока данную тенденцию можно определить только по косвенными признаками, и она не носит массового или обвального характера, но возможное закрепление этого явления в ближайшей перспективе весьма настораживает.

Влад Гринкевич для OPEC.ru