Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в IV квартале 2015 года
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в реальном секторе и в сфере услуг России в четвертом квартале 2015 года.
Анализ мнений респондентов, выявленных в ходе конъюнктурных мониторингов руководителей реального сектора и сферы услуг, позволяет сделать несколько выводов относительно факторов, влиявших на развитие ключевых секторов экономики в конце 2015 года:
- в промышленности к концу 2015 г. не наблюдается продолжения позитивного тренда, начавшегося для отрасли примерно в августе–сентябре;
- строительная отрасль продолжала пребывать в состоянии вялотекущей рецессии без очевидных признаков выхода из данной фазы экономического цикла;
- в розничной и оптовой торговле отмечалась дестабилизация делового климата, что выразилось в худших значениях операционных показателей торговой деятельности 2009 – 2015 гг.;
- в сфере услуг предприниматели преимущественно негативно оценили основные показатели деятельности своих организаций:
- в IV квартале 2015 г. Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) снизился до минимального за последние шесть лет значения (83,7).
Среди факторов, ограничивающих развитие бизнеса во всех обследуемых секторах экономики, в конце 2015 г. по-прежнему доминировал «недостаточный спрос».
Полный текст бюллетеня «Деловой климат в реальном секторе и в сфере услуг в IV квартале 2015 года» (PDF, 2.24 Мб)