• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Уволенные сотрудники промпредприятий уходят в «тень»

Количество работников на крупных и средних российских промпредприятиях сокращается. Уже 2,5 года доля компаний, где помесячно фиксируется сокращение занятости, преобладает над долей тех, где отмечается рост. Примечательно, что при этом акцентированного роста занятости в других видах деятельности нет, а ситуация с безработицей в экономике спокойная, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге экономической ситуации на российских промышленных предприятиях в мае 2016 года.

Уволенные сотрудники промпредприятий уходят в «тень»

Анализ основан на результатах ежемесячных опросов, проводимых Росстатом среди руководителей трех тысяч крупных и средних промышленных компаний.

Чем же занимаются бывшие сотрудники фабрик и заводов? Эксперты ЦКИ рассмотрели три возможных варианта их занятости:

  • не меняют вид деятельности и переходят в малое предпринимательство;
  • продолжают работать на предприятиях, но без трудового договора;
  • уходят в неформальный «гаражный» бизнес.

Первый вариант маловероятен, поскольку сегмент малого бизнеса в промышленности, который не входит в итоги данных опросов, крайне незначителен.

Второй вариант вероятен, но крайне опасен для работодателей из-за постоянного контроля со стороны налоговиков. Хотя возможность договориться с контролирующими органами о применении нелегитимных управленческих схем существует часто и зависит от мотивации сторон. Вместе с тем, даже если предположить, что эти «серые» схемы ведения бизнеса в промышленности и применяются, они не имеют такой распространенности, как, например, в строительстве или торговле, утверждают эксперты.

Наиболее вероятным эксперты назвали третий вариант занятости бывших сотрудников индустриальных компаний — уход в «тень». Уволенные рабочие, в основном малоквалифицированные, становятся бойцами невидимого фронта — выпадают из государственного наблюдения (налогового, пенсионного, страхового, статистического), но обеспечивают себя и свои семьи доходами от неформальной деятельности.

Впрочем, как показал майский опрос, бизнес такая ситуация вполне устраивает, недостатка в рабсиле на предприятиях нет: 83% руководителей считают, что количество работников соответствует фактическому объему производства.

Нехватку квалифицированного персонала в качестве «тормоза» роста производства назвали лишь 20% опрошенных. Почти половина (49%) убеждены, что главным ограничителем является недостаток спроса на внутреннем рынке. В мае дефицит спроса почувствовали производители транспортных средств, машин и оборудования, стекла, изделий из пластмассы, резины и керамики.

До 63% (-1% по сравнению с апрелем) сократился средний уровень загрузки производственных мощностей. На спад повлияло значительное снижение данного показателя в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Однако относиться к этому надо спокойно, пояснили авторы мониторинга. Ситуация традиционно связана с сезонным сокращением потребления электроэнергии со стороны ЖКХ.

Май ознаменовался «малозаметным повышательным ценовым трендом». Наиболее активно (+12% к апрелю) дорожала продукция производителей обуви и изделий из кожи. Они же чаще ссылались на проблемы с финансовыми средствами.

Общая доля руководителей, воспринимающих финансовый фактор как одно из главных препятствий для бизнеса, сократилась с 42% (май 2015) до 39% (май 2016). Лидером негативного рейтинга остается «неопределенность экономической обстановки» (51%).

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности

В целом экономическую ситуацию на предприятиях их руководители оценили как благоприятную (8%) и удовлетворительную (72%), что значительно лучше, чем в 2015 году, резюмировали эксперты.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Настроения руководителей крупных и средних промышленных предприятий относительно состояния делового климата на возглавляемых ими структурах в годовом интервале заметно улучшились.

Одну из основных ролей сыграли сами предприниматели. Экономические агенты, работающие в промышленности, по-видимому, постепенно адаптируются к новому уровню цен, издержек, а также к колебаниям национальной валюты и совместно с поставщиками и конечными потребителями находят равновесный уровень производства и спроса, достаточный для того, чтобы вывести промышленность из состояния рецессии.

Также в последнее время наблюдается улучшение ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти, а это означает функциональное укрепление национальной валюты, в котором (в целях снижения издержек) заинтересовано большинство предприятий отечественной обрабатывающей промышленности, являющихся импортерами оборудования, сырья и материалов.

Светлана Салтанова, для IQ.hse.ru