• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

На каких услугах экономят россияне

Спрос на услуги риэлторов и компаний по автотехобслуживанию упал, цены на турпоездки и санаторный отдых выросли, а услуги ломбардов и рекламных агентств подешевели, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг во II квартале 2016 года. Анализ основан на результатах ежеквартальных опросов Росстатом руководителей более 5,5 тысяч сервисных организаций.

На каких услугах экономят россияне

Недостаток спроса остается главным препятствием для развития российского сервиса. Во II квартале о снижении спроса сообщили 29% предпринимателей (в I квартале — 32%).

Пострадали в первую очередь рекламные, риэлторские, авторемонтные услуги. Заметно уменьшилась востребованность ломбардов. Население, вероятно, смогло приспособиться к более низкому уровню потребления, научилось соотносить доходы с расходами и обходиться без ломбардных кредитов, предположили авторы мониторинга.

Сервисные организации продолжили терять прибыль. Чаще всего во II квартале об этом заявляли руководители туристических фирм и предприятий техобслуживания автотранспорта. При этом, по оценкам предпринимателей, в туристическом и санаторно-курортном бизнесе существенно увеличились цены, а в ломбардном и рекламном, наоборот, снизились.

Деловой климат в сфере сервиса по-прежнему неблагоприятный. Основной показатель — общеотраслевой индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) не вышел из минусовой зоны. Вместе с тем впервые подрос, прибавив 3 п.п. после рекордно низких (–9%) в двух прошлых кварталах.

Отрицательные значения индекса во II квартале сложились в 12 из 14 наблюдаемых видах деятельности. «Уверенными» (ИПУ со знаком плюс) остались только руководители туристических, санаторно-курортных и страховых компаний. Туристические в разной степени сумели переориентироваться на внутренние направления, страховые держатся за счет обязательности значительной части их услуг, санаторно-курортные «продолжают пожинать плоды краха зарубежного туризма», объяснили в Центре конъюнктурных исследований.

Основными факторами, суммарно обеспечившими небольшую, но положительную динамику всего рынка услуг, в ЦКИ назвали:

  • сезонность (россияне начали тратить деньги на летний отдых и оздоровление);
  • стабилизацию/рост мировых цен на нефть — улучшение макроэкономических показателей — стабилизацию курса рубля;
  • замедление темпов сокращения реальной начисленной заработной платы;
  • постепенное привыкание бизнеса и населения к новой экономической реальности и сбалансированность их взаимоотношений: граждане определились с оптимальной корзиной потребления, предприниматели подстроились под новую модель поведения потребителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Анализируя результаты данного обследования, можно констатировать, что сфера услуг впервые за два последних года подала робкие признаки жизни. Оценки основных показателей деятельности организаций и рассчитанный на их основе индекс предпринимательской уверенности наконец-то превзошли минимальные значения двух предыдущих кварталов.

Свидетельствует ли это о зарождении позитивного тренда или является лишь временным эффектом, пока сказать трудно. Можно предположить, что предприниматели уже приспособились к новой реальности и научились выживать в создавшихся условиях.  В любом случае для дальнейших выводов надо подождать результатов следующего раунда обследований. Однако можно предположить, что больших сюрпризов они не преподнесут, и сфера услуг, при отсутствии новых шоков, продолжит дрейф в зоне неблагоприятного делового климата без резких взлетов или падений. Каких-либо причин для кардинального оздоровления этого сектора экономики, полностью зависимого от состояния потребительского спроса, пока не видно.

Светлана Салтанова, для IQ.hse.ru