Повседневные практики «изобретателей велосипеда»
В начале августа в Гарвардской школе бизнеса (США) состоялась XIV Международная конференция по открытым и пользовательским инновациям. К участию в ней был приглашен заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности, старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Константин Фурсов.
Пользовательские инновации выделились как объект исследования из содержательного анализа кейсов, связанных с участием конечных потребителей в разработке новых продуктов, становлении отдельных индустрий и генерации разного рода инноваций. Современная волна этих исследований в большей степени ориентирована на сбор статистической и другой количественной информации по странам для проведения сопоставительных исследований.
Конференцию по пользовательским инновациям ежегодно организуют в разных странах Массачусетский технологический институт (MIT) и Гарвардский университет. Мероприятие традиционно привлекает к себе много участников, образующих довольно сплоченное сообщество исследователей и практиков.
Профессор MIT Эрик фон Хиппель, отец-основатель концепции пользовательских инноваций, узнав от европейских коллег, что в 2014 году российские исследователи провели количественное социологическое исследование пользовательских инноваций, пригласил авторов представить и обсудить результаты на конференции.
Доклад Константина Фурсова
Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, ориентируясь на ряд проектов, ранее реализованных в Великобритании, США, Финляндии и Японии (к моменту подготовки доклада к ним прибавились примеры из Нидерландов, Южной Кореи и Швеции), решили сложить «портрет» российских «домашних» инноваторов — людей, которые что-то изобретают для решения своих повседневных проблем. Результатами их инновационной активности могут быть как относительно простые изобретения вроде бытовых инструментов или спортивного тренажера в ближайшем парке, так и сложные решения: мобильные приложения, модификации велосипедов, автомобилей или сельскохозяйственной техники.
После представления результатов исследования в журнале Science of Public Policy (публикация принята к печати) российские исследователи продолжили свои поиски в этой области и обратились к междисциплинарному фокусу изучения повседневных практик и их влиянию на инновационную деятельность.
Ключевыми в новом проекте стали вопросы: чем отличаются ежедневные рутины домашних инноваторов от остальных людей, а также что из них может давать импульс к инновационной активности. Проведенный опрос включал блок переменных, характеризующих ряд повседневных практик респондентов — потребление медиа и интернета, взаимодействие с государством, их гражданскую активность, а также пользование новыми технологиями. Наборы практик определенным образом отражают стиль жизни респондентов и дают дополнительные объяснительные возможности для выявления домашних инноваторов.
Инновационный альтруизм
Одной из отличительных особенностей российских инноваторов оказалось преобладание альтруистической мотивации к инновациям: пользователи стремятся к решению проблемы, с которой они столкнулись, и получают выгоду прежде всего от ее решения. Они охотно делятся своими идеями с друзьями, коллегами и представителями любительских сообществ и редко стремятся к коммерциализации созданных ими решений. Выход на рынок не является обязательным мотивом и условием их инновационной деятельности.
Кроме того, по сравнению с другими странами в России не просто существенно выше процент домашних инноваторов, их социально демографический профиль и география также заметно отличаются. Если в обследованных странах инноваторы — это, прежде всего, люди с высшим образованием, хорошим достатком, проживающие в крупных городах, то в России таких лишь половина инноваторов, другая — выходцы из слоев со средним достатком, средним образованием, проживающие в малых городах или сельской местности. Люди, отрезанные от развитой городской инфраструктуры, образовательных возможностей и не имеющие высокого дохода, оказались в равной степени изобретательны по сравнению с более «привилегированными» инноваторами.
Чтобы усвоить идеи, нужно время
Российские исследователи впервые обратились к изучению пользовательских инноваций (известно только несколько исследований России, выполненных зарубежными учеными), причем используя оригинальный теоретический подход. Данный ракурс привносит в изначально экономический анализ новую социологическую интерпретацию. Реакция исследователей пользовательских инноваций, собравшихся в Гарварде, на представленные результаты исследования в целом была довольно сдержанной. Некоторые участники конференции в кулуарах признавались, что постановка исследования оказалась для них неожиданной, и сообществу нужно время для ее осмысления.
Подготовила Екатерина Тарновская
См. также: