• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Исследования и разработки в секторе высшего образования

Новый выпуск информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации» представляет данные о деятельности сектора высшего образования России за последние пятнадцать лет.

При подготовке бюллетеня использованы данные федерального статистического наблюдения по форме №2наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» и расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Версия для печати: Исследования и разработки в секторе высшего образования (PDF, 426 Кб)

На протяжении последних пятнадцати лет сектор высшего образования является наиболее динамично развивающимся сегментом отечественной науки (рис. 1): среднегодовой темп прироста внутренних затрат на исследования и разработки в 2000–2015 годах составил 10%, численности персонала, выполнявшего исследования и разработки, — 4,1%. В этот период российская наука в целом демонстрировала гораздо более скромные показатели — 4,7 и -1,2% соответственно.

В 2000–2015 годах общее число организаций в секторе высшего образования увеличилось с 526 до 1124. Основу сектора составляют образовательные организации высшего образования и их филиалы (1040). В настоящее время научную деятельность ведут 673 образовательные организации высшего образования, что составляет три четверти (75,1%) от общего числа вузов в стране (в 2000 году их доля составляла лишь 40,4%). Кроме того, к сектору высшего образования относятся организации, подведомственные образовательным организациям высшего образования и Министерству образования и науки Российской Федерации: научно-исследовательские институты; конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации; опытные (экспериментальные) предприятия; клиники, госпитали и другие медицинские учреждения при вузах.

Внутренние затраты на исследования и разработки в секторе высшего образования в 2015 году составили 87,7 млрд руб., что больше уровня 2000 года в 4,2 раза в постоянных ценах. Доля сектора высшего образования увеличилась с 4,5% в 2000 году до 9,6% в 2015 году (рис. 2).

Крупнейшим источником финансирования научной деятельности в секторе высшего образования, как и в других секторах российской науки, являются средства государства — 58,8% внутренних затрат на ИР (преимущественно средства федерального бюджета — 48,3%). Далее по величине затрат среди источников следуют средства предпринимательского сектора (27,4%) и средства организаций сектора высшего образования, включая собственные (11,4%). На долю зарубежных инвесторов приходится лишь 1,7% всех затрат сектора.

По итогам 2015 году в секторе высшего образования численность персонала, выполнявшего исследования и разработки, достигла 63,9 тыс. чел. — 8,6% общей численности занятых в российской науке. Отличительной особенностью данного сектора является активное вовлечение в текущую деятельность научных работников на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера: в 2015 году таковых насчитывалось 99,5 тыс. чел. (62,6% общей численности совместителей). Столь масштабная численность совместителей в вузовском сегменте науки  отчасти объясняется научной деятельностью профессорско-преподавательского персонала.

В секторе высшего образования созданы наиболее благоприятные условия для вовлечения молодежи в научную среду. Удельный вес выпускников вузов в общей численности принятых на работу в 2015 году составил 15,3% (в предпринимательском секторе науки — 11,9%, в государственном — 9,6%). Однако средний возраст исследователей в секторе высшего образования (46,2 года) практически не отличается от общероссийского уровня (46,7 года). Широкие возможности совмещения научной и педагогической деятельности привлекают более молодой контингент исследователей с учеными степенями: средний возраст докторов наук в 2015 году достиг 60 лет, кандидатов наук — 48 лет (аналогичные показатели по России в целом составили 63 и 51 год соответственно).

Среднегодовая стоимость основных фондов исследований и разработок в секторе высшего образования в 2015 году составила 204,6 млрд руб. (13,7% от их общего объема по российской науке), что в 2,7 раза превышает уровень 2000 года (в постоянных ценах). Укрепляется техническая оснащенность исследований и разработок: за рассматриваемый период стоимость машин и оборудования выросла в 6,2 раза (в постоянных ценах), а их доля в объеме основных фондов повысилась до 42,7% (в 2000 году — 18,8%). При этом более половины машин и оборудования (51,1%) эксплуатируются менее 5 лет (по России в целом — 47,4%).

По уровню публикационной и патентной активности организации сектора высшего образования занимают ведущие позиции, в значительной степени обеспечивая «видимость» российской науки в глобальном исследовательском пространстве. Так, в 2015 году при участии преподавателей и исследователей вузов было опубликовано 29 628 работ в научных журналах, индексируемых в Web of Science, что составляет две трети общероссийского потока публикаций.

В 2015 году вузы подали в России свыше 6 тысяч патентных заявок на изобретения, то есть почти половину от общего числа заявок, поданных в стране организациями, выполняющими исследования и разработки. Кроме того, сектор высшего образования значительно выделяется и по результативности изобретательской деятельности — на 100 занятых здесь исследователей приходится 14 патентных заявок на изобретения, что в 4 раза выше среднего уровня, рассчитанного по всему научно-техническому комплексу.

Материал подготовили Светлана Мартынова, Татьяна Ратай, Екатерина Стрельцова, Антон Суслов, Константин Фурсов

Все выпуски

Подписаться на бюллетень