• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инновационная активность компаний сектора интеллектуальных услуг

Очередной выпуск информационного бюллетеня ИСИЭЗ серии «Наука, технологии, инновации» представляет данные о видах инноваций и средней доле инновационных сервисов в объеме продаж компаний сектора интеллектуальных услуг. В 2015 году доля подобных услуг в обороте российских компаний составила 13%.

Версия для печати: «Инновационная активность компаний сектора интеллектуальных услуг» (PDF, 440 Кб)

При подготовке бюллетеня использовались расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России (Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ).

В экономике развитых стран сектор интеллектуальных услуг характеризуется наибольшими значениями добавленной стоимости и занятости высококвалифицированной рабочей силы. Кроме того, он обладает высоким инновационным потенциалом, являясь связующим звеном между всеми участниками инновационного процесса. За счет этого компании-производители интеллектуальных услуг получают информацию из различных источников и, как результат, преобразуют эту накопленную информацию в уникальные знания, которые позволяют им самостоятельно создавать инновационные продукты и услуги.

В 2015 году среднее значение доли инновационных продуктов и услуг в общем объеме продаж российских компаний-производителей сектора интеллектуальных услуг заметно выросло и составило около 13% (рис. 1). Это значительно ниже максимума 2010 года, когда доля инновационных продуктов и услуг в общем объеме продаж компаний достигала чуть более 20%, однако в 2011–2014 годах она неуклонно снижалась.

Помимо продуктовых инноваций, в результате которых свойства оказываемых услуг претерпевают значительные изменения, существует и ряд других видов инновационной активности компаний сектора интеллектуальных услуг. В первую очередь, можно выделить процессные инновации, которые предполагают существенные изменения в производственном процессе и методах доставки услуг. Часто такие инновации тесно связаны с продуктовыми инновациями, поэтому их вместе объединяют в группу технологических инноваций. Кроме того, можно выделить маркетинговые (стратегии продвижения товаров и услуг), организационные (с точки зрения структуры управления) и коммуникационные инновации (новые и модифицированные способы взаимодействия с заказчиками и конкурентами). Доли компаний, внедривших такие виды инноваций, в общем числе компаний, реализовавших инновационные продукты и услуги, представлены на рисунке 2.



1 Доля компаний, имевших инновационные продукты и услуги, но затруднившихся ответить на вопрос о типах внедряемых инноваций, не превышала 8.72% в общем числе компаний, имевших инновационные продукты и услуги

В 2015 году технологические инновации оставались наиболее распространенным видом инновационной деятельности компаний-производителей интеллектуальных услуг. Подобными инновациями занимались более половины респондентов, выпускавших инновационные продукты или услуги. Однако, если до 2013 года доля таких компаний устойчиво возрастала и в 2013 году достигла пика (свыше 62%), то в 2015 году она снизилась на 8 п.п. в связи с кризисными явлениями в экономике.

Сопоставимая динамика наблюдалась и для компаний, внедривших организационные инновации. Тем не менее падение доли таких компаний в кризисный период было заметнее — более 10 п.п. В 2015 году организационными инновациями занимались не более 33% компаний. Это значение стало минимальным за рассматриваемый период, а также впервые оказалось ниже доли компаний, внедривших маркетинговые инновации.

Маркетинговые инновации оказались единственным видом инновационной деятельности компаний, популярность которого выросла в кризисный период. По мнению экспертов, это связано с тем, что в такие периоды компании стараются увеличить оборачиваемость денежных средств, поэтому и занимаются внедрением новых методов реализации товаров и услуг. Наконец, доля компаний, внедривших коммуникационные инновации, снижалась в течение всего рассмотренного периода: с 35% в 2011 году до 25% в 2015 году.

Таким образом, в период с 2007 по 2010 год доля инновационных продуктов и услуг в общем объеме продаж компаний сектора интеллектуальных услуг возрастала. В дальнейшем наблюдалось устойчивое падение этого показателя, который достиг своего минимума в 2014 году. Однако в 2015 г. произошел незначительный прирост доли инновационных продуктов и услуг в общем объеме заказов компаний-производителей. При этом если в 2011–2013 годах. возрастала доля компаний, внедривших технологические и организационные инновации, то в 2015 году популярность этих видов инноваций существенно снизилась. Тем не менее произошел рост доли компаний, внедривших маркетинговые инновации. Тенденция снижения доли компаний, внедривших коммуникационные инновации, прослеживается в течение последних пяти лет, и в настоящее время этот вид инноваций является наименее популярным среди компаний-производителей, реализовавших инновационные продукты и услуги.

Материал подготовили: Николай Чичканов, Вероника Белоусова

Бюллетень в СМИ:

Инновационная активность компаний сектора интеллектуальных услуг (Polit.ru, 16.11.2016)