• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Почему пользователи становятся изобретателями

Пользовательские инновации происходят в странах, находящихся на разном уровне экономического развития. Нередко появление нового продукта не связано с получением коммерческой выгоды, выяснили эксперты в ходе исследования «Пользовательские инновации в советский период: аналоги в развивающихся экономиках», проведенного в рамках Мониторинга инновационного поведения населения. Доклад по результатам был представлен на VI Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика».

Почему пользователи становятся изобретателями

Авторы исследования: Константин Фурсов, доцент, завотделом исследований результативности научно-технической деятельности Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Джонатан Линтон, профессор Университета Оттавы (Канада), завлабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Елена Чернович, студентка магистратуры факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Что изобретают потребители

Масштабы потребительских инноваций впечатляют. По данным зарубежных исследований, в последние десятилетия наиболее активно изобретатели разрабатывали научное и медицинское оборудование, спортивные тренажеры, производственые детали, оборудование для информационных систем, программное обеспечение.

Где потребители обеспечивают инновации?

  • 80% — научное оборудование.
  • 37,8% — спорт.
  • 36% — производство.
  • 26% — информационные системы.
  • 24,3% — программное обеспечение.
  • 22% — хирургическое оборудование.
  • 19,2% — катание на горных велосипедах.
  • 9,8% — потребительские товары.

Почему пользователи становятся изобретателями, какие мотивы ими движут и к чему приводят, кроме появления новых товаров и услуг? Для ответа на эти вопросы ученые проанализировали инновационные разработки, реализованные в государствах с непохожей экономикой и политическим строем.

От «бубликов» до 3D-принтеров

Образец инноваций в условиях дефицита потребтоваров, отсутствия рынка и стимулов для создания конкурентоспособных продуктов дал СССР.

Советское государство традиционно поддерживало развитие спорта, однако производство спортивного оборудования для массового потребителя в число приоритетов не входило. Например, поклонникам водного туризма было сложно найти качественные лодки для участия в гонках. Но в спортивных командах, сформированных в университетах или на предприятиях, всегда находились люди с инженерными знаниями и навыками. Именно они в 70-х–начале 80-х годов бросили вызов проблеме.

Сначала были усовершенствованы тяжелые и неустойчивые байдарки, выпускаемые советской промышленностью. К 1977 году силами туристических команд построены компактные и маневренные суда с конструкциями из алюминиевых сплавов и надувными баллонами вдоль бортов. В 1986 году впервые протестирована новая модификация, предназначенная для прохождения порогов высокой сложности, — лодка-«бублик»: соединенные рамой два надувных элемента, где сидели гребцы. Все эти решения до сих пор не имеют прямых аналогов в мире.

Кроме лодок так же, то есть без опоры на финансовые стимулы и производственные мощности, изобретатели-любители модернизировали оборудование для водного слалома: одежду, палатки, спальные мешки и др. В 1990-е годы многие из туристов основали фирмы по производству спортивного инвентаря и большая часть разработанных ими продуктов вышла на рынок.

Пример инноваций в исторически неинновационной экономике нашелся в Африке. В Нигерии для борьбы с поддельными лекарствами энтузиасты запустили технологию, основанную на мобильной телефонии. Каждый желающий мог отсканировать код медицинского препарата, отправить его по sms и получить информацию о происхождении медсредства. Это изменило ситуацию в стране, а компания Sproxil , основанная в 2009 году для продвижения новой услуги, со временем расширила свою географию и начала работать в Кении, Индии, Мексике, Саудовской Аравии, Пакистане. В этих странах проблема использования оригинальных лекарственных препаратов стоит не менее остро.

Инициаторы африканского ноу-хау заручились поддержкой местного Минздрава. Движущей силой одной из инноваций в США стало сообщество пользователей. Исследователь из Рочестерского технологического института Джон Скул, не сумев найти финансирование для проекта по созданию механических ручных протезов для детей, основал электронную платформу e-Nable — интернет-сообщество, объединившее на благотворительных началах дизайнеров, изготовителей персональных протезов на 3D-принтерах и потребителей этой продукции. В течение двух лет e-Nable пополнилось пятью тысячами сторонников, а бесплатные протезы получили нуждающиеся в 40 странах.

Прогресс не ради прибыли

Примеры подтверждают, что появление инноваций не ограничено рыночными экономиками Запада. Новые продукты и услуги могут быть разработаны в разных экономических и политических системах: в нерыночном пространстве под управлением государства (дизайн лодок в СССР), на исторически непаханом поле инноваций в развивающихся странах (Sproxil), на основе информационно-коммуникационных технологий в глобальном пространстве (e-Nable).

Главное, что объединяет эти случаи, — высокая мотивация инноваторов, которая нацелена прежде всего на решение актуальной для общества проблемы и лишь затем на извлечение финансовой выгоды.

Стимулы для инноваций:

  • удовлетворение личных потребностей (больший комфорт при пользовании продуктами и услугами);
  • получение каких-либо преимуществ (победа в соревнованиях и т.п.);
  • потребность использовать существующие технологии и инфраструктуру;
  • творческий интерес;
  • тренировка навыков;
  • безопасность (не случайно значительное развитие инноваций приходится на военные периоды, когда в первую очередь важна защита, а не получение прибыли).

Реализация этих мотивов, отметили исследователи, как и понимание того, что новая продукция появляется не только по экономическим соображениям, приводят к глобальным результатам: от производства товаров и стимулирования развития промышленности до вовлечения граждан в выполнение социального заказа.

Автор: Светлана Салтанова

Источник: IQ.hse.ru