Обучение популярным профессиям и специальностям в профтехучилищах, техникумах, колледжах
Система среднего профессионального образования (СПО) активно реформируется. В большинстве нововведений делается упор на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Как эти перемены оценивают сами участники рынка, приоткрыл Николай Шугаль, замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ, в докладе на X Международном конгрессе-выставке «Global Education — Образование без границ — 2016».
Николай представил результаты новейших обследований мониторинга экономики образования (МЭО), реализованных при участии экспертов НИУ ВШЭ Натальи Бондаренко, Федора Дудырева, Яны Рощиной, Павла Травкина. Проект МЭО представляет собой систему социологических обследований о мотивациях, стратегиях, поведении основных участников рынка образовательных услуг, об удовлетворенности качеством образования, уровнем оплаты труда и т. п.
Презентация: Николай Шугаль. «Массовые профессии и специальности в среднем профессиональном образовании» (PDF, 1.65 Мб)
Высшая школа экономики при участии Аналитического центра Юрия Левады* провела в 2016 году в рамках МЭО несколько социологических обследований в системе СПО (по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (обучение по профессиям) — СПО-1; — программам подготовки специалистов среднего звена (обучение по специальностям) — СПО-2). Были опрошены: 1055 студентов, 703 педагога (преподавателя и мастера производственного обучения) профессиональных образовательных организаций, где обучают массовым профессиям и специальностям СПО, а также 511 руководителей предприятий-работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей СПО.
К сектору массовых профессий и специальностей в исследовании отнесены: промышленность средств производства (электроэнергетика, машиностроение, металлообработка), промышленность потребительских товаров и общепита (промышленная экология и биотехнологии, технологии легкой промышленности, швейное производство, общественное питание, производство пищевой продукции), транспорт, строительство, экономика и управление. Образование и педагогика, здравоохранение не рассматривались: эти сектора имеют весьма специфичного работодателя и требуют отдельного исследования.
Выбор образовательных и трудовых траекторий
Подавляющее большинство студентов массовых профессий и специальностей СПО поступают на программы на базе 9-го класса: 86% — СПО-1, 82% — СПО-2.
Мотивы выбора такого уровня образования, как правило, чисто экономические: студенты хотят пораньше начать трудовую карьеру, предполагающую ориентацию на умения, одновременно получая и среднее общее образование (многие готовы в дальнейшем продолжить образование в вузе). При этом они рассчитывают на высокий спрос со стороны рынка труда и на достойную зарплату в будущем.
Возможность хорошо зарабатывать — главный мотив выбора именно массовых профессий / специальностей СПО — идет со значимым отрывом от всех остальных (40% ответивших). Для программ СПО-1 его указали 44% респондентов, СПО-2 — 37%. Важными также оказались возможности иметь интересную и разнообразную работу (28%), легкость поиска работы и карьерного роста (22%). Карьерный рост заботит в большей степени студентов программ СПО-2 (25% против 18% в СПО-1). При этом условия труда, соцпакет, удобный график волнуют будущих специалистов в меньшей степени (хотя в СПО-2 условия труда отметили 17%, в СПО-1— только 11%). Случайным выбором руководствовались 8% опрошенных студентов. Фактор массовости набрал лишь 7%.
Многие рассматривают обучение в профтехучилище, техникуме или колледже как промежуточную ступень. 54% студентов определенно собираются поступать на обучение по программе высшего образования, причем половина из них — сразу на заочную форму обучения. 31% опрошенных решили идти в вуз уже на стадии поступления на программу СПО. Главные причины подобных планов во многом совпадают с теми, что побуждают молодых людей выбирать массовые профессии и специальности СПО. Продолжение обучения в вузе является, таким образом, частью общей стратегии, а не проявлением смены выбора (лишь 10% респондентов указали приобретение в вузе новой специальности в качестве ведущего мотива).
После завершения программ СПО работать по специальности планирует только половина опрошенных: 55% студентов СПО-1 и 45% — СПО-2. Наиболее распространенная ожидаемая стратегия студентов — работать и учиться в вузе после завершения программ СПО (особенно это касается обучающихся по программам СПО-2), что во многом объясняет предпочтения заочной формы обучения при планировании последующей учебы в вузе.
Запросы работодателей
Работодатели, использующие труд работников массовых профессий и специальностей СПО, назвали главными критериями опыт работы / практики (57%), личные качества инавыки (50%), наличие разряда (40%).
Среди ключевых навыков при приеме на работу недавних выпускников профтехучилищ, техникумов и колледжей работодатели считают профессиональные (технические), относящиеся к работе (84% опрошенных руководителей компаний указали их как наиболее важные). Не меньшеезначение зачастую имеют также универсальные навыки: дисциплинированность (84%), обучаемость (71%), умение решать возникающие проблемы (64%). Заметим, что последние в среднем даже более важны для работодателей, предъявляющих спрос на выпускников массовых профессий и специальностей СПО, нежели навыки работы с современными оборудованием, методами (56%) и базовые теоретические основы (50%). Для выпускников программ СПО-2 большинство (51%) работодателей также признают важным владение компьютером (для СПО-1 — лишь 25%).
Студенты в целом верно представляют основные критерии найма, однако склонны несколько недооценивать уровень диплома (базовый или углубленный — применительно к программам СПО-2) и переоценивать роль успеваемости и рекомендаций, личных связей. Также во многом совпадают с мнением работодателей их представления о значимости различных умений и навыков при трудоустройстве. Однако студенты, хотя и понимают важность общих (универсальных) навыков, все же несколько недооценивают некоторые из них, в частности, соблюдение трудовой дисциплины и обучаемость.
Рассмотрим, каких из выделенных навыков выпускникам СПО не хватает, сравнив оценки работодателей, студентов и преподавателей.
Все три категории респондентов единодушны в том, что в первую очередь остро ощущается недостаток практических профессиональных знаний и навыков, относящихся к работе (а ведь это самая важная для трудоустройства группа навыков!). Об этом сказали более половины опрошенных работодателей, около половины студентов и почти 40% педагогов.
Также определенные опасения вызывают неумение принимать решения, неспособность к самостоятельной работе и самоорганизации. При этом работодатели не ощущают сильного дефицита знаний и навыков работы с современными оборудованием, методами, базовых теоретических знаний нанятых недавних выпускников.
Анализ ответов разных групп респондентов подводит к выводу, что обучение массовым профессиям и специальностям СПО не направлено на выработку способностей у выпускников решать реальные задачи на работе, используя полученный багаж теоретических знаний, владение технологией и навыки работы с оборудованием. Иными словами, есть проблема с приобретением компетенций, позволяющих применить полученные знания и навыки к решению реальных производственных задач. Снизить остроту обозначенной проблемы могло бы распространение дуальной модели обучения, которая позволяет набрать опыт работы по профессии / специальности не в ущерб образовательному процессу.
Дуальная модель обучения
При обучении по дуальной модели студенты проводят в компаниях примерно половину от общего времени обучения, а практическая часть их подготовки должна осуществляться непосредственно на рабочем месте в соответствии с учебным планом. При этом студенты могут выполнять работы, как и остальные работники предприятия, и получать зарплаты.
Подавляющее большинство (85%) опрошенных педагогов сказали, что организация, в которой они работают, уже реализует дуальную модель, либо они считают полезным в ней участвовать.
Среди основных плюсов педагоги назвали повышение возможностей трудоустройства выпускников (то есть удовлетворение спроса рынка труда и обеспечение занятости молодых специалистов) — 84% от численности указанной группы, улучшение репутации образовательной организации — 60%, повышение качества программ подготовки — 55%. Оставшиеся 15% от общей численности опрошенных педагогов составили те из них, кто работает в профессиональных образовательных организациях, не реализующих дуальную модель, и считает бесполезной подобную практику.
Противники дуальной модели в качестве основного аргумента «против» назвали «необходимость перестраивать учебный процесс» (41% от численности данной группы). Указанный повод нельзя считать недостатком модели, а скорее проявлением неготовности к модернизации образовательного процесса. Значимо меньшая доля педагогов ожидает рисков со стороны работодателей (26%) и административных барьеров (21%).
В оценке эффективности дуальной модели работодатели разделились поровну и 7% затруднились с ответом. Среди тех из них, кто считает внедрение этой модели полезным, 40% готовы полностью или частично оплачивать такое обучение студентов как будущих работников своей компании. Однако здесь весьма существенны отличия в зависимости от размера предприятия (хотя выборка опроса работодателей и не столь велика, чтобы однозначно об этом судить). Особенно выделяется крупный бизнес: 61% считает участие в дуальной модели полезным, из них готовы платить за обучение студентов 61%. На отношение к дуальной модели обучения и на готовность финансового участия в этом механизме оказывает положительное влияние наличие опыта сотрудничества компаний с профтехучилищами, техникумами, колледжами.
Основным достоинством дуальной модели работодатели считают возможность готовить квалифицированные кадры «под себя» — об этом сказали 32% респондентов. Указанный механизм в случае удачной реализации позволяет минимизировать финансовые и временные затраты работодателей на доучивание либо переучивание принятых молодых специалистов, что, вероятно, и обусловливает такой результат. Еще треть руководителей опрошенных компаний положительно оценивают дуальную модель, так как благодаря ей выпускники приходят в компанию уже с опытом работы. Однако треть работодателей не видит особых преимуществ (и каждый пятый работодатель среди представителей крупного бизнеса).
Не видят в такой модели необходимости (сами могут найти кадры на рынке труда) чуть больше половины из тех руководителей предприятий, кто не считает полезным участие своей компании в дуальной модели. Примерно пятая часть обозначили отсутствие у компании финансовых ресурсов или необходимость создания специальной учебной среды, организации инфраструктуры (последнее во многом также сводится к финансовому вопросу).
Результаты проведенного исследования показали, что дуальная модель в массовом секторе СПО внедрена еще далеко не везде. Только треть опрошенных педагогов сказали, что профессиональная образовательная организация, в которой они работают, участвует в реализации этой модели. Налицо также проблема информированности обеих групп участников: лишь 39% опрошенных педагогов четко понимают, что такое дуальная модель (то есть практически все те, кто уже участвует; остальные не информированы).
По компаниям показатель вовлеченности составил 5%, информированности — 18%. Хотя есть значимые отличия в зависимости от размера предприятий — почти половина крупного бизнеса в курсе дела и 13% участвует.
Таким образом, для распространения дуальной модели обучения нужно прежде всего вести более широкую информационную кампанию как среди профессиональных образовательных организаций, так и среди бизнеса. Подчеркнем, что дуальная модель — пример весьма тесного государственно-частного партнерства, поэтому для привлечения компаний к активному участию последним необходимо не только четко объяснить, какие меры и с какой целью внедряются, но и, вероятно, рассмотреть варианты их стимулирования. При этом крупные предприятия следует рассматривать в качестве локомотива внедрения дуальной модели.
Чемпионаты профессионального мастерства
В рамках обследования были изучены мнения о чемпионатах профессионального мастерства Worldskills Russia.
Как выяснилось, о движении Worldskills Russia довольно неплохо осведомлены в секторе профессиональных образовательных организаций: 89% опрошенных педагогов и 70% студентов профтехучилищ, техникумов и колледжей знают о чемпионатах Worldskills. Участвовать в них считают полезным с точки зрения трудоустройства две трети «осведомленных» студентов.
Контрастным выглядит показатель информированности о движении Worldskills среди предприятий: в целом пока лишь 9% хорошо знают об этом нововведении, причем оценки мало варьируются в зависимости от размера предприятий. Участие компаний пока также очень низкое (2%).
Обновление профстандартов
Еще одним важным нововведением является обновление существующих, а также разработка и утверждение новых профессиональных стандартов, в том числе охватывающих наиболее массовые профессии и специальности СПО. Профстандарты фиксируют квалификационные требования к работникам.
С 1 июля 2016 года вступили в силу новые положения российского законодательства, согласно которым профстандарты создают основу для формирования требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции. Кроме того, введен новый порядок применения профессиональных стандартов, предусматривающий обязательность их применения работодателями в тех случаях, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Характеристики квалификации, которые содержатся в профстандартах и обязательность применения которых не установлена, должны использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций.
Как показал опрос компаний, использующих труд работников массовых профессий и специальностей СПО, большинство работодателей знают об утверждении новых профессиональных стандартов и нововведениях, касающихся порядка их применения. Однако пока лишь четверть компаний их уже использует, еще четверть планирует их применить в ближайшее время. Предприятия крупного бизнеса лучше других информированы и ориентированы на использование профстандартов: знают о законодательных нововведениях более 80% и почти две трети уже применяют профстандарты либо в скором времени сделают это.
65% компаний используют, планируют в ближайшее время использовать профстандарты или только думаю об этом. Из них в среднем 77% делают это в связи с обязанностью по закону и только 23% — так как руководство компании решило применять профстандарты, хотя и не обязано это делать (значимых отличий в зависимости от размера предприятий не наблюдается).
Оценка компаниями полезности использования профстандартов также практически не зависит от размера предприятий. Больше трети оценивают нововведение позитивно, пятая часть — нейтрально и четверть — отрицательно. 14% пока не определились.
Проведенный замер относительно мнений о нововведениях, связанных с профстандартами, можно считать стартовым, поскольку соответствующие изменения в законодательстве только вступили в силу. Тем не менее они представляются довольно важными, поэтому необходимо следить за развитием ситуации.
Резюме
«Массовое» СПО сегодня — во многом ступень подготовки к обучению в вузе, позволяющее быстрее получить возможность выйти на рынок труда. При этом ориентация студентов массовых профессий и специальностей СПО на высшее образование — это надежда на увеличение заработков, более устойчивое положение на рынке труда, возможность получить более престижную работу. Для того чтобы освоение программ СПО было ориентировано главным образом на работу по полученной профессии или специальности, необходимо повышать их престиж.
Проведенное исследование позволило выявить проблему: обучение по массовым профессиям и специальностям СПО пока не вполне способствует развитию способностей у выпускников решать реальные задачи на работе, используя полученный багаж теоретических знаний и навыков работы с оборудованием. Работодатели остро ощущают недостаток практических профессиональных знаний и навыков, неумение принимать решения, неспособность к самоорганизации. Таким образом, обучение должно быть направлено на развитие компетенций.
Предпринимаемые меры — внедрение дуальной модели, обновление профессиональных стандартов, движение Worldskills — направлены на решение обозначенных проблем. Однако пока ощущается не очень высокая информированность и вовлеченность участников рынка образовательных услуг СПО в новые механизмы. Необходимо дополнительное информирование и стимулирование бизнеса с целью более активного вовлечения в кооперацию с профессиональными образовательными организациями. При этом крупный бизнес мог бы стать наиболее перспективным участником государственно-частного партнерства в деле развития системы СПО.
Текст: Николай Шугаль
* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.