• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Объемы средств образовательных организаций высшего образования

На 4% выросла доля средств, полученных от научной деятельности государственными (муниципальными) образовательными организациями высшего образования с 2011 по 2015 годы. Данные об источниках финансирования образовательных организаций высшего образования представлены в очередном номере информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации».

При подготовке бюллетеня использованы данные федерального статистического наблюдения по форме № ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» и расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Версия для печати:  «Объемы средств образовательных организаций высшего образования»

Образовательные организации высшего образования осуществляют разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают поступление дополнительных финансовых средств.

В 2015 году объем средств образовательных организаций высшего образования составил 768,2 млрд рублей, в том числе государственных (муниципальных) организаций — 718,2 млрд рублей. Более половины (60,8%) общего объема средств в государственных (муниципальных) образовательных организациях высшего образования формировались за счет бюджетных ассигнований, за счет внебюджетных средств (средств организаций, населения, внебюджетных фондов и иностранных источников) — 39,2%, из них почти четверть общего объема средств (24,1%) приходилось на средства, полученные от населения. Доля средств федерального бюджета в общем объеме бюджетных ассигнований, направленных государственным (муниципальным) образовательным организациям высшего образования, составила 95,1%. В частных организациях доля бюджетного финансирования составила 2,9%, а доля федерального бюджета в бюджетных ассигнованиях — 82,7%.

В целом 70,1% общего объема средств образовательных организаций высшего образования были получены от образовательной деятельности, 12,5% — от научной деятельности, 17,3% — от прочих видов деятельности (таких как издательская и полиграфическая, оказание консультационных (консалтинговых) услуг, спортивная, физкультурно-оздоровительная, культурно-просветительская и другие). Основные доли средств приходятся на государственные (муниципальные) организации — 92,1% общего объема средств, полученных от образовательной деятельности, 96,7% — от научной деятельности и столько же (96,8%) — от прочих видов деятельности.

Обращает на себя внимание увеличение удельного веса средств, полученных от научной и прочих видов деятельности. За период 2011–2015 гг. доля средств, полученных образовательными организациями высшего образования от научной деятельности, выросла на 4,0 процентных пункта, от прочих видов деятельности — на 5,5 процентных пунктов (только в 2015 году эта доля осталась практически на уровне 2014 года). Одновременно доля средств от образовательной деятельности сократилась почти на 10 процентных пунктов. Однако данная тенденция характерна для государственных (муниципальных) организаций высшего образования. Частные образовательные организации высшего образования демонстрировали неустойчивость в формировании средств, полученных от научной и прочих видов деятельности (рис. 1).

Главным источником финансирования образовательной деятельности в государственных (муниципальных) образовательных организациях высшего образования по-прежнему являются средства бюджетов всех уровней (65,5% общего объема средств, полученных от образовательной деятельности). Причем бюджетное финансирование отдельных видов образовательных программ варьирует от 8,8% общего объема средств, полученных от реализации образовательных программ профессионального обучения, до 82,1% — от реализации образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации. Научная деятельность в большей степени финансируется из внебюджетных средств (55,6%) и преимущественно за счет средств организаций (предприятий) (49,7%). По прочим видам деятельности привлекаются в основном средства бюджета (54,4%). В частных образовательных организациях высшего образования несмотря на то, что внебюджетные средства выступают основным источником их деятельности, за счет бюджетных источников были получены 2,3% средств от образовательной деятельности, 9,5% — от научной деятельности и 4,4% — от прочих видов деятельности (рис. 2).



В структуре бюджетных ассигнований, полученных в 2015 году государственными (муниципальными) образовательными организациями высшего образования, три четверти объема (74,5%) составляли средства от образовательной деятельности, 9,5% — от научной деятельности и 16,1% — от прочих видов деятельности. В структуре внебюджетных средств образовательная деятельность также занимала лидирующие позиции (60,7%), на научную деятельность приходилось 18,4%, и 20,9% на прочие виды деятельности. В частных образовательных организациях высшего образования в структуре бюджетных ассигнований две трети (66,9%) приходилось на средства от образовательной деятельности, пятая часть (20,3%) — от научной деятельности и 12,9% — от прочих видов деятельности (рис. 3).

Рассматривая внебюджетные средства по источникам их поступления, можно отметить, что основной удельный вес в структуре средств, полученных государственными (муниципальными) образовательными организациями высшего образования от организаций (предприятий), принадлежит научной деятельности (53,4% в общем объеме средств организаций (предприятий), а в составе средств, полученных от населения, значительное место занимают средства от образовательной деятельности (83,9%). Три четверти объема средств (74,6%) из внебюджетных фондов поступили на оплату прочих, отличных от образовательной и научной, видов деятельности. Средства из международных источников в основном предназначались для финансирования образовательной деятельности (68,6%). В частных образовательных организациях высшего образования в структуре средств, полученных от организаций (предприятий), более половины составляли научная (29,7%) и прочие (27,9%) виды деятельности. В составе средств, полученных от населения, и международных источников преобладала образовательная деятельность (93,6% и 93,5% соответственно). В структуре средств, поступивших из внебюджетных фондов, 68,1% занимали средства от образовательной и 26,3% — от научной деятельности.

Материал подготовили Ирина Забатурина, Ольга Озерова

  

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru).

Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

  

Предыдущий выпуск бюллетеня