• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в Российской Федерации

В новом выпуске информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации» представлены данные о размере и распределении ассигнований на гражданскую науку России из средств федерального бюджета в период 2000–2015 гг.

При подготовке бюллетеня были использованы отчеты об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (по данным Федерального казначейства); Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год»; расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Версия для печати: Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в Российской Федерации (.pdf)

Общий объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2015 году составил 439,4 млрд руб.1, в 2016 году планируется выделить на те же цели 285,8 млрд руб.2 За период 2000-2013 гг. ассигнования на гражданскую науку выросли в 4,8 раза (в постоянных ценах), зато, в последние два года, их объем сократился на 10,5%, что связано с экономическим кризисом, вызванным одновременным действием целого ряда внутренних и внешних факторов. Несмотря на увеличение объема бюджетных ассигнований, до сих пор не удалось вернуться к уровню 1991 году (в 2015 году его величина ниже, чем в 1991 голу,  на 35,4% в постоянных ценах).

Удельный вес ассигнований на гражданскую науку в расходах федерального бюджета увеличился с 1,66% в 2000 году до 2,81% в 2015 году (рис. 2), что в определенной степени было обусловлено проводимой государством активной научно-технической политикой. За тот же период ассигнования в процентах к ВВП выросли с 0,23% до 0,54%. В 2014–2015 гг. в силу нарастающих бюджетных ограничений отмечается некоторое снижение этих показателей по сравнению с 2013 годом.

В ассигнованиях на гражданскую науку более четверти (27,4% в 2015 году) приходится на фундаментальные и 72,6% — на прикладные научные исследования (рис. 3). В течение последних 5 лет доля фундаментальных исследований не превышала 30%, в 2016 году планируется увеличить данный показатель до 38,7%.

За период 2000–2015 гг. средства федерального бюджета, выделенные на прикладные научные исследования, выросли в 5,7 раза (в постоянных ценах), на фундаментальные — в 2,5 раза.

В структуре ассигнований на гражданскую науку по разделам и подразделам бюджетной классификации наибольшая доля (61,4% в 2015 году) приходится на прикладные научные исследования в области национальной экономики (рис. 4). Доля прикладных исследований в области здравоохранения составляет 4,4%, образования — 3%, общегосударственных расходов — 3,6%.

Методические комментарии

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета — денежные средства, выделенные из федерального бюджета на развитие науки по направлениям, имеющим гражданское назначение. Вплоть до введения с 1 января 2005 г. новой бюджетной классификации (в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ) указанные ассигнования учитывались в составе подразделов 0601 «Фундаментальные исследования» и 0602 «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса» раздела 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» федерального бюджета.

В настоящее время к данной категории относятся все расходы федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, по следующим подразделам классификации расходов бюджетов: фундаментальные исследования (0110); прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов (0112); прикладные научные исследования в области национальной экономики (0411); прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства (0504); прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды (0604); прикладные научные исследования в области образования (0708); прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии (0803); прикладные научные исследования в области здравоохранения (0908); прикладные научные исследования в области социальной политики (1005), прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта (1104), прикладные научные исследования в области средств массовой информации (1203).

Различают плановые ассигнования, установленные в соответствии с утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, и фактические (действительные) расходы на основании отчета об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по данным Федерального казначейства. Их анализ и сопоставление позволяют оценить структуру бюджетного финансирования науки, приоритеты государственной научно-технической политики и степень их практической реализации.

Материал подготовила Татьяна Ратай


[1]   Фактические расходы федерального бюджета на основании отчета об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по данным Федерального казначейства.

[2]  В соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».