«Кто будет следить за машинами, которые будут формировать политику?»
Управляющий вице-президент Gartner Андреа Ди Майо рассказал о намечающихся переменах в сфере цифровых услуг в госсекторе, о технологических и социальных трендах, поддерживающих переход от электронного правительства к цифровому. Топ-менеджер Gartner выступил 20 марта с презентацией перед сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний и Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
Современная экономика становится все более цифровой. В сфере госуправления также заметен тренд на цифровизацию и использование открытых данных в оказании госуслуг. Страны с развитой экономикой на уровне правительств стимулируют не только создание новых сервисов, но также новых моделей их предоставления, даже переводят в той или иной мере сервисную инфраструктуру на платформы, по своим задачам не связанные с поддержанием функций государства, в частности контрольно-надзорной деятельности. Спикер охарактеризовал растущий тренд к использованию в госуправлении новых цифровых технологий в терминах «цифровой зрелости» (digital maturity).
Стадия электронного правительства (e-Government), на которой сегодня находится большинство стран, согласно классификации Gartner, является начальной на шкале «цифровой зрелости». Несмотря на то, что взаимодействие граждан и государства благодаря развитию электронных госуслуг становится все более удобным для пользователей, его базис, регламентирующий сбор и использование информации, остается традиционным. При переходе к самой отдаленной стадии «цифровой зрелости» — цифровому правительству (digital government) само государство станет одним из пользователей сервисов открытых данных. По словам спикера, эти изменения затронут в первую очередь сферы общественной безопасности, образования, здравоохранения и налогообложения.
Так, уже сегодня большие данные позволяют предугадывать возможное место совершения преступления на основе анализа десятков тысяч видео с камер наружного наблюдения и более эффективно распределять полицейские патрули на большой территории. В сфере здравоохранения и социального обеспечения решения на основе больших данных помогают людям с болезнью Альцгеймера: установленные в их домах датчики посылают сигналы об их состоянии родственникам или врачам. Использование интегрированных данных из образовательных учреждений, поликлиник, центров социальной службы помогают выявлять подростков, склонных к совершению преступлений, и выстраивать индивидуальную работу с ними. Данные о совершенных покупках в продуктовых магазинах или ресторанах быстрого питания, подтверждающие тягу к фаст-фуду или алкогольной продукции, могут стать сигналом для лечащего врача о вызове пациента на внеплановый прием. Использование больших данных в сфере налогообложения позволит государству, с одной стороны, рассчитывать более точно сумму налогов, возлагаемых на того или иного человека (например, быстро сверить по гугл-картам площадь недвижимости, подлежащей налогообложению), с другой, предлагать гражданам варианты более эффективной уплаты налогов и даже их минимизации. Налоговая служба в будущем станет напоминать консультативный центр, заметил Андреа Ди Майо.
Новая модель социального диалога: возможности и риски
Большие данные затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, пронизывают каждый сектор экономики и меняют наше представление о традиционных способах ведения бизнеса и управления государством. За огромными преимуществами, которые несет за собой цифровая экономика, скрывается и ряд вызовов.
Автоматизация и роботизация производства влекут за собой существенное сокращение рабочих мест. Главный вопрос, которым должны сейчас задаваться правительства всех стран, какие профессии исчезнут первыми, и что предлагать людям, потерявшим свои рабочие места?
Искусственный интеллект (ИИ) разгрузит огромное количество рутинных операций. Спикер пошутил, что единственными профессиями, которые переживут ИИ, будут парикмахеры и слесари-водопроводчики. Беспокоиться стоит даже политикам, поскольку ИИ может лучше людей заниматься выработкой доказательной политики, однако функция принятия решений все же останется в «человеческой юрисдикции». Кроме того, возникнет вопрос: кто будет контролировать работу машин, помогающих формировать политику?
Другой повод для беспокойства — это безопасность пользовательских данных. В идеале, большие данные для государства — инструмент формирования более обоснованной политики и ее более эффективного, контролируемого претворения в жизнь. Но готовы ли люди, чтобы каждый чек из магазина или аптеки, каждая оценка в школе, и каждый переход на красный сигнал светофора тщательно фиксировались и обрабатывались для государственных нужд? или не только для них?
И не похоже ли на утопию то, что при переходе к модели цифрового правительства само государство будет становиться все менее заметным?
Роль социальных медиа в управлении государством
На то, как меняется привычный способ управления государством, влияют социальные медиа — все большее количество людей имеют возможность принимать участие в политической жизни посредством информационных технологий.
Спикер привел в пример итальянскую партию «MoVimento 5 Stelle», которую в 2009 году создал популярный комик Беппе Грилло. Выбор кандидатов от данной партии, которые будут представлять Италию в Европейском парламенте, «MoVimento 5 Stelle» доверила гражданам, сделав для них доступное онлайн-голосование. И, несмотря на то, что эту партию часто обвиняют в популизме, этот ее ход показывает гражданам реальную возможность принимать участие в жизни страны, альтернативную делегированию своего выбора довольно узкому кругу лиц, а также подчеркивает растущую роль интернета и информационных технологий в жизни общества.
С другой стороны, интернет меняет жизнь не только граждан, но и государства, давая ему информацию о настроениях людей, их стремлениях и взглядах на проводимую политику. Огромное количество блогов, популярных аккаунтов в Twitter, каналов в Telegram, которые отчасти выполняют роль независимых СМИ, не должно оставаться без внимания, несмотря на их частую субъективность и предвзятость. Информация, транслируемая через социальные медиа, должна также приниматься государством во внимание при формировании политики. Однако, резюмировал спикер, притом что в будущем возникнет большое количество инструментов и механизмов для участия граждан в принятии общественно-политических решений, государство никуда не исчезнет — хотя и станет немного «прозрачнее». И за ним все так же останется последнее решение.
Подготовила Карина Загитова