Скрыть

Календарь

Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Издания

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2017 года

5 мая 2017

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал о состоянии делового климата в сфере услуг Россиив первом квартале 2017 года.

Результаты проведенного обследования позволяют констатировать постепенное улучшение делового климата на российском рынке услуг в I квартале 2017 года. Предприниматели стали чаще положительно оценивать уровень и динамику основных показателей деятельности сервисных организаций, однако балансы позитивных и негативных оценок пока остаются в зоне отрицательных значений.

Впервые наметилась явная позитивная тенденция к росту уверенности предпринимателей, оказывающих услуги. Значение индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) выросло на 3 п. п. и достигло наиболее высокой за последние девять кварталов отметки (-4%). Относительный рост индикатора стал результатом равномерного улучшения всех трех его компонентов, характеризующих как текущую, так и ожидаемую в краткосрочной перспективе деловую активность. Однако, несмотря на явные позитивные сдвиги, ИПУ уже на протяжении трех лет не покидает зону отрицательных значений, что, исходя из алгоритма расчета данного индекса, означает сохранение неблагоприятного делового климата в сфере услуг.

Отрицательные значения ИПУ в I квартале 2017 года сложились в большинстве обследуемых видов услуг. В зоне благоприятного делового климата действовали только сегменты страхования, оказания санаторно-курортных и туристических услуг, где наблюдались положительные значения ИПУ +5, +2 и +1%, соответственно.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Позитивным результатом проведенного обследования можно считать достаточно оптимистичные ожидания предпринимателей на II квартал 2017 года. По всем основным показателям деятельности организаций балансы прогнозных оценок имели положительные значения, причем заметно более высокие, чем кварталом ранее. Такие прогнозы, даже с учетом традиционного «разрыва ожиданий», свидетельствуют о возможном выходе сферы услуг из стагнации в середине текущего года — при условии отсутствия новых экономических и геополитических шоков и восстановления реальных денежных доходов населения.

Верхнюю позицию рейтинга факторов, ограничивающих развитие сферы услуг, сохранил за собой дефицит спроса на услуги: на него указали 47% респондентов. Кроме того, 42% предпринимателей отметили негативное воздействие недостатка финансовых средств организаций и около трети — сложившийся уровень налогообложения и большую отчетную нагрузку.

Скачать бюллетень «Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2017 года» (PDF, 4,31 Мб)

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований