Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России во II квартале 2017 года
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий состояние делового климата в реальном секторе и сфере услуг во втором квартале 2017 года. Это сводный доклад, агрегирующий показатели, представленные ранее в отраслевых обзорах за II квартал 2017 года.
На основе анализа мнений респондентов, выявленных в ходе конъюнктурных мониторингов руководителей организаций реального сектора и сферы услуг, в ежеквартальном режиме проводимых Росcтатом, авторы обзора констатируют, что во II квартале 2017 года:
- промышленность перешла в фазу постепенного расширения;
- в строительстве рецессия продолжилась;
- в секторе ритейла отмечалось незначительное улучшение состояния делового климата;
- в оптовой торговле выявлено некоторое снижение концентрации неблагоприятных предпринимательских оценок;
- в сфере услуг сохранился неблагоприятный бизнес-климат;
- продолжилось восстановление Индекса потребительской уверенности;
- Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) вырос относительно предыдущего квартала на 0,5 пункта до отметки 96,6 — лучшего результата за последние десять кварталов.
Среди факторов, лимитирующих развитие бизнеса, в середине 2017 г. по-прежнему доминировал недостаток спроса на продукцию или услуги. Одновременно в годовом интервале заметно снизилось давление на промышленное производство фактора «неопределенность экономической ситуации».
Сравнивая Индексы предпринимательской уверенности по обрабатывающей промышленности, строительству, розничной торговле и сфере услуг России с соответствующими значениями ИПУ европейских стран, авторы исследования отмечают сопоставимость этих показателей со среднеевропейскими.
Скачать бюллетень «Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг во II квартале 2017 года» (3,13 Мб)
Предыдущий выпуск обзора из этой серии