• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Устоять перед «цифровым цунами»

Вал новостей об искусственном интеллекте, блокчейне, смарт-контрактах, ICO свидетельствует о нарастающих масштабах цифровизации экономики. По умеренным оценкам, только рынок интернета вещей к 2025 году составит 11 трлн долларов. Как за технологическими трендами рассмотреть контуры будущего и быть успешным в «дивном цифровом мире», рассказал Александр Чулок, замдиректора Форсайт-центра  ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в открытой лекции 17 августа в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького».

Экономические аксиомы под угрозой

Известный любому экономисту эффект масштаба (чем крупнее, масштабнее производство, тем меньше издержки на единицу продукции) уже сейчас перестает срабатывать, а в будущем это станет еще заметнее. При повсеместном развитии технологий 3D-печати можно будет напечатать любую нужную вещь, не выходя из дома, и даже целый дом напечатать — на строительном 3D-принтере. Тотальная кастомизация продуктов уже вымывает звенья в цепочках добавленной стоимости и бросает вызов корпорациям. Традиционные посредники «теряются» в цифровой экономике — зачем ходить в супермаркет, если можно купить продукты напрямую у фермера через приложение в телефоне?

В будущее с доверием

В наши дни все сильнее звучат вопросы морально-этического порядка и доверия общества к сфере науки и технологий. Например, горячие споры вызывают возможность «улучшать» эмбрионы и сами геномные исследования. Люди уже доверяют смартфонам массу контролирующих функций помимо будильника: расчет калорий, отслеживание шагов и других активностей, но готовы ли они пойти дальше и довериться роботам, которые будут принимать за них многие решения? «Вопросы доверия в связи с новыми технологиями в нашей стране еще широко не обсуждались», — подытожил Александр Чулок.

Транспарентное общество

Цифровизация усиливает видимость и прозрачность всех общественных процессов. Пользователи социальных сетей и сами охотно выставляют свою жизнь напоказ, мобильные приложения узнают о людях все больше информации, данные со спутников позволяют отслеживать практически любые перемещения. В цифровой экономике возникают другие требования к частной жизни: она становится все более публичной. «Непрозрачность» даже несет в себе риски: например, если человек исключен из цифрового потока и не представлен в соцсетях — он словно находится и вне реального социума, из-за чего теряет много конкурентных преимуществ, в том числе по работе.

От экономики знаний к экономике действий

Цифровая экономика открывает широчайшие возможности для реализации человеческого потенциала, и чтобы их не упустить, важно уметь действовать вовремя или даже на опережение. В стремительно меняющемся мире ключевыми навыками становятся способность быстро адаптироваться к новому, междисциплинарное мышление, умение решать проблемы системно и «под ключ», креативность, а также умение брать ответственность за принятие решений. Под углом развития этих компетенций в будущем трансформируется вся система образования, его доминирующим форматом станет обучение в течение всей жизни.

План-карта личностного развития

В цифровой экономике каждый человек может ощутить себя ее движущим «элементом», влияющим на ход событий, и — при верной постановке целей — довольно масштабных. Для настройки и регулярной корректировки жизненных целей лектор предложил слушателям простой и действенный инструмент — «дорожную карту» личностного развития. Поставив конкретные цели вроде ожидаемого заработка или желаемого положения в обществе — через 5, 10, 15 лет, важно продумать, какие навыки и действия помогут этих целей достичь — например, знание иностранного языка или основ программирования. Чтобы все аспекты личности развивались гармонично и не в ущерб друг другу, необходимо находить баланс между разными сферами жизни — карьерой, семьей, отношениями с близкими. И еще важно, подчеркнул эксперт, постоянно отслеживать большие вызовы и технологические тренды, которые могут повлиять на реализацию личных планов, четко представляя, как работает цепочка «новые технологии и рынки — новые продукты — новые компетенции» (полная карта на рис. 1).

Рисунок 1. Карта личностного развития
Рисунок 1. Карта личностного развития. Автор — Александр Чулок

Навыки переориентировки

Общественные установки по поводу приоритетов развития экономики стремительно меняются, это Александр продемонстрировал слушателям, прямо на лекции проведя интерактивный опрос. Он предложил аудитории «проголосовать» за три наиболее значимых сектора российской экономики на горизонте до 2030 года (из 20 заданных), а затем сравнил полученные результаты с данными аналогичных опросов десяти и пятилетней давности.

Из 85 человек (48 женщин и 37 мужчин от 16 до 53 лет, средний возраст 27 лет), принявших участие в опросе 2017 года, более половины (52,9%) назвали наиболее важными отраслями «ИКТ», «Индустрию наносистем и материалов» (44,7%) и «Медицину и здравоохранение» (40%). В предыдущих опросах уверенно лидировали другие сектора: «Энергетика», «Космос» и «Машиностроение». Примечательно, что вариант «Нефтегазовый комплекс» в опросе-2017 выбрали всего 3,5% респондентов. 

Что люди думают о будущем, сидя на лекции в Парке Горького?

Слушатели лекции, принявшие участие в опросе, могли в свободной форме поделиться представлениями о будущем, ответив на вопрос «Укажите наиболее яркую, по вашему мнению, характеристику 2030 года». Этой возможностью воспользовались 65% от всех респондентов. Приводим все ответы,сгруппировав их по кластерам наиболее повторяющихся сюжетов (названия кластеров выбраны из вариантов ответов).

  • «Цифровой прогресс, инновации» / «Информатизация» / «Кибернетика» / «Квантование работы, знаний, ресурсов» / «Роботы, алгоритмы, дополненная реальность» / «Неосязаемость стремится в осязаемость» / «Полная автоматизация производства» / «Распространение технологии интернета вещей» / «Системная интеграция (ERP и CRM)» / «В сфере услуг будут работать преимущественно роботы» / «Автотранспорт без водителей» / «Любые передовые технологии максимальной доступности и минимального размера» / «Развитие биотехнологий / генной инженерии»— всего 13 ответов.

  • «Скорость» /«Мобильность» (вариант повторялся в трех анкетах) / «Мобильность и умение подстраиваться под изменившуюся реальность» / «Пластичность» / «Скорость и виртуальность» / «Сверхскоростной» / «Стремительно технологичный» / «Супер технологичный» / «Геометрическая прогрессия скорости развития всех технологий» / «Мы будем пытаться догнать уже ушедший поезд, а жаль» / «Отставание России от остального мира»— всего 12 ответов.

  • «Искусственность» / «Выращиваем новые зубы!» / «Нейроагенты» / «Нейроагенты и общение через нейронет» / «50% уйдет в виртуальную реальность» / «Секс с киберлюдьми»— всего 6 ответов.

  • «Неравенство» / «Существенный разрыв между бенефициарами промышленной революции и теми слоями населения, которые не могут ими воспользоваться в силу отсутствия компетенций или материального достатка» / «Борьба между привилегированными и оставшимися на обочине» / «Еще большая демографическая дифференциация» / «Внутривидовая конкуренция между Homo sapiens» / «Война»— всего 6 ответов.

  • «Неврастения» / «Прозрачность частной жизни» / «Отсутствие частной жизни» / «Отсутствие уникальности» / «Обезличенность» (вариант повторялся в двух анкетах) / «Личная невостребованность»— всего 7 ответов.

  • «Экономика ценностей» / «Осознанность» / «Осознанное создание человечеством здоровой экологии планеты Земля» / «Потребность в специалистах, способных восстанавливать невозобновляемые биологические ресурсы» / «Саморазвитие является важнейшей специализацией в бесконечном разнообразии разделения труда» / «Shared-free knowledge» / «Люди мира» / «Безусловный доход» / «Каждый человек — отрасль экономики» / «Активно, свободно»— всего 10 ответов.

По ответам аудитории видно, что ее ожидания по поводу будущего варьируются в спектре от тревог до надежд и оптимизма, причем разброс мнений не зависит от возраста. Принято считать, что в России высокая неуверенность в завтрашнем дне, однако в аудитории, собравшейся в Парке Горького послушать Александра Чулока, лишь один человек дал неопределенный ответ: «Трудно угадать» [каким будет будущее. — прим. ред]. Возможно, за такой статистикой просматриваются полезные эффекты от самой лекции, задавшей ориентиры на ближайшие полтора десятка или чуть более лет.

Подготовили Карина Загитова, Ирина Агапова

Фото: Сергей Строков

Больше фотографий на Flickr'e